Мировые религии
Страница 6

Православие сложилось в Византии и отделилось в 1056 г. от ранее оформившегося католицизма. Для православия характерно подчинение верховной государственной власти, поэтому в ходе его распространения в соседних с Византией странах стали возникать самостоятельные (автокефальные) церкви со своими главами (патриархами): болгарская, грузинская (глава – «католикос»), сербская и др. Обет безбрачия в православии распространяется лишь на «чёрное духовенство» (монашество), обычным священнослужителям предписано вступать в брак. Православные церкви отличаются обилием икон, но отсутствием скульптур, обычная для католических костелов органная музыка заменена хоровым пением, вместо четырёхконечного креста используется шести или восьмиконечный крест и т.д. Распространение православия на Руси началось с 988 г., когда в Киеве его принял князь Владимир и его приближённые. Однако Русская православная церковь долгое время подчинялась Константинопольскому патриарху, ставившему во главе её своих митрополитов. Окончательно самостоятельной Русская православная церковь стала лишь в 1580 г., когда её глава получил статус «Патриарха Московского и всея Руси». В 1721 г. по указу Петра I руководство Русской православной церковью, не поддерживающей его реформы, перешло к синоду во главе с назначаемым царём «генерал-прокурором». После революции 1917 г. было восстановлено главенство патриарха, церковь была официально отделена от государства с сохранением контроля за её деятельностью. От русских православие распространилось среди многих народов, населяющих Россию (мордва, марийцы, удмурты, чуваши, часть татар, якуты и западных бурят). Формально его приняли и коренные народы Сибири, сохранив, однако, многие элементы шаманизма [7, c. 137–138].

В России в XVI в. получило распространение движение «нестяжателей». Так, Нил Сорский призывал устранить излишества церкви и монастырей, больше уделять внимания человеческой личности, трудовому характеру деятельности монастырей, которые должны придерживаться принципов личного нестяжания, заниматься учительством, нравственным воздействием. Максим Грек (1470–1551) развил эти идеи, подверг острой критике монастырское ростовщичество, большое внимание уделил вопросам этики, осуждал крайние формы проявления крепостничества.

В середине XVII в. в Русской православной церкви вследствие реформ патриарха Никона произошёл раскол, и от неё обособились группы староверов (старообрядцев) разных направлений (поповцы, беспоповцы и др.). В 1994 г. возникла автокефальная церковь на Украине.

Старообрядчество возникло в России в середине XVII в. в период возрождения хозяйственной деятельности после Смутного времени. Начались процессы централизации государственной власти. Стали появляться промышленные предприятия. Централизованное государство нуждалось в централизованной церкви, которая составила бы часть государственного аппарата и безоговорочно поддерживала бы власть царя. Подчинение церкви монархической власти началось при царе Алексее Михайловиче, которого поддерживал патриарх Никон. Новые правила не нравились большинству родовитых бояр и духовенству, привыкшему к феодальным порядкам. Характерными особенностями русского православия, сложившегося в эпоху феодальной раздробленности Руси, была широкая автономия церковной власти, прежде всего власти крупных монастырей. Пестрота религиозного культа поддерживалась принципом соборности, означавшим, что все сколько-нибудь существенные вопросы деятельности церкви решались соборами, т.е. собраниями или съездами духовенства. В централизованном государстве соборность рассматривалась как подрыв власти государя. Централизованной церкви надо было преодолеть пестроту религиозного культа, сформировавшуюся в результате взаимодействия православной обрядности с остатками язычества в отдельных княжествах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Дзен-буддизм и европейская культура ХХ века
В XX в. благодаря усилиям, прежде всего, Д.Т.Судзуки (1870-1966) Дзен стал достоянием западной культуры. Многие западные философы, теологи, писатели, художники, психиатры, музыканты проявляли интерес к Дзен и пытались приспособить его идеи к собственному творчеству. О ...

Традиции и верования. Верования
Для скандинавов рассматриваемого периода был характерен религиозно-мифологический тип мышления (в историческом, но не философском понимании этого термина). Можно провести некоторую параллель между подобным мировоззрением и пантеизмом, который представляет божество как ...