Мировые религииСтраница 1
Следующий переворот в сфере формирования религиозного сознания произошёл на рубеже новой эры. Карл Ясперс назвал его «осевым временем». Главное содержание этого переворота – формирование мировых религий (буддизма, христианства, а чуть позднее – в VII в. н. э. – мусульманства). Возникновение мировых религий было исторической необходимостью, оно имело глубокие причины и сопровождалось синтезом религии и морали. Этот процесс вызывался потребностью установления большей упорядоченности в человеческих отношениях. Религиозная мораль впитала ряд общечеловеческих норм, выработанных в течение предыдущих исторических циклов (запрет убийства, кровосмешения, покушений на собственность), дополнив их догматами, отвечавшими иерархическому строю классового общества, и главное – страхом перед божественной карой и попадания за грехи в ад, где муки грешников будут куда страшнее, чем в жизни земной. Таким образом, утверждение религий играло прогрессивную роль, создав действенный механизм поддержания единого морального пространства, несмотря на национальные и этнические различия и государственные границы (в пределах господства данной религии). В этих пределах все больше осознавалось единство разнообразных форм духовной жизни, однако резкие различия сохранялись на границах этих пространств: люди других верований и еретики лишались человеческих прав, их можно было пытать, убивать, продавать в рабство, обманывать. Утверждение господства религиозного мировоззрения и морали имело определённые социально-экономические основы, способствовало утверждению неравноправных отношений в обществе и в то же время устранению или ограничению некоторых его крайностей.
Первоначально христианство и мусульманство возникли как религии угнетённых. Они морально осуждали и обрекали на адские муки за стяжательство, ростовщичество, накопление богатств. Однако со временем, по мере концентрации основных средств у феодалов и церкви, религия стала более терпимой к богатству, утешая обездоленных и эксплуатируемых тем, что им воздастся за их страдания сторицей на небесах, в загробной жизни. Обширность религиозных пространств, выходящих за рамки национальных границ, способствовала формированию единых континентальных и мировых рынков, сдерживала от нарушений деловой этики, общепринятых правил рыночной игры.
Буддизм появился в Индии около 500 г. до н.э. Эта религия развивалась из учения основателя буддизма – Будды. На санскрите Буддха означает – «просветлённый», существо, достигшее наивысший святости. Будда – эпитет Сиддхартхи Гаутамы, жившего с 623 по 544 г. до н. э. Согласно преданиям, он происходил из царской семьи в роде Готамы (отсюда его имя – Гаутама), из племени шакьев, обитавшего в Северной Индии на южной границе современного Непала (отсюда одно из его прозвищ Шакья-Муни – отшельник из шакьев). В возрасте 29 лет Будда оставил семью и дом отца и после семилетних скитаний, аскетических подвигов и размышлений стал проповедником нового учения.
Буддийская религиозная литература весьма обширна. Она насчитывает тысячи сочинений. Наиболее ранний и полный сборник буддийской канонической литературы Трипитака (Типитака) представляет собой откровения Будды в изложении его учеников. Трипитака состоит из трёх частей: первая посвящена принципам организации буддийских монашеских общин, подробно регламентирует всю жизнь монахов и их отношения с мирянами; вторая излагает учение Будды в форме притч и бесед с учениками; третья содержит теологическую трактовку основ буддизма.
Другое по теме:
Крестовоздвиженское трудовое братство. Устав
На собраниях Старшего Братского кружка подростки, воспитанные в духе братской любви, не раз высказывали мысль о трудовом братстве, в котором они могли бы продолжить ту благодатную жизнь, какой они жили в школе. Эти мысли были созвучны идеям Неплюева, давно им вынашива ...
Окончание тайной вечери
Вступив с Учениками Своими, а через них и со всеми верующими, в Новый Завет, соединив их в одно тело с Собою, Господь сказал, пророчески созерцая, как уже совершившееся, прославление Свое крестной смертью и воскресением:
- Ныне прославился сын Человеческий, и Бог про ...