Мировые религии
Страница 4

12.Вдохновлённость библейских пророков Святым Духом.

13.Единство, святость, целостность и апостольское происхождение Церкви.

14.Необходимость крещения.

15.Воскрешение мёртвых и вечную жизнь.

К 1054 г. было официально провозглашено и в XIII в. закрепилось разделение Церквей на православную (с центром в Константинополе) и католическую (с центром в Риме). Разделение было вызвано конфликтом византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложнённое доктринальными и обрядовыми расхождениями. Попытки примирения (на Втором Лионском соборе 1274 г. и особенно на Флорентийском соборе 1439 г.) не имели долговременного успеха. Их результатом была парадигма так называемого «униатства», или «католицизма восточного обряда» (соединение православной обрядной и церковно-бытовой традиции с признанием вселенского примата Рима).

Католицизм. Для католицизма характерно наличие единого центра (Ватикана) и единого главы в лице Папы Римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле и непогрешимым в делах веры и нравственности. К основным источникам вероучения в католицизме относится не только Библия (преимущественно Евангелие), но также и обращения (энциклики) Папы Римского и постановления Вселенских соборов. В католицизме особенно распространён культ Богоматери (Мадонны), почитание апостолов Петра и Павла, в честь которых устраивают красочные шествия. Все католические священнослужители дают обет безбрачия (целибат).

К началу XVI в. внутри католической церкви возникли противоречия, вызванные идеями гуманизма, порожденными эпохой Возрождения, а также активизацией городской буржуазии, которая была недовольна жёсткостью религиозных догматов католической церкви, кричащей роскошью обрядов и другими особенностями отправления культа. Протест против католицизма выразился в Реформации (1517), которая привела к формированию большого числа направлений и сект, получивших название протестантизм.

Растерявшаяся под натиском новых идей и течений католическая церковь вскоре опомнилась и предприняла попытку восстановить былое могущество. Началась Контрреформация, которая нашла выражение в создании инквизиции и её разгуле в ряде стран, образовании ордена иезуитов (1540) и других чётко организованных, воинствующих религиозных орденов, введении жёсткой цензуры, а также в реорганизации самой церкви, повышении её гибкости, усилении борьбы с оппозиционными течениями. Все эти меры дали некоторые результаты, но успехи были временные, ибо резко изменились условия экономической, социально-политической и духовной жизни общества [4, c. 140–145].

Протестантизм объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Несовместимость гуманизма Возрождения и всевластия религиозных догматов проявилась в Реформации, начало которой положил доктор богословия Мартин Лютер, который в 1517 г. выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация, ставившая целью обновить на основе Евангелия жизнь каждого христианина, обращалась к широким массам. Главные результаты Реформации, которая в целом сыграла важную прогрессивную роль, выразились в том, что была сломлена духовная диктатура католической церкви. Экономическая основа её мощи была подорвана секуляризацией (обращение церковной собственности в собственность государства). Возникли новые христианские вероисповедания, религиозные общества и церкви, независимые от Рима, являвшиеся в ряде случаев национальными церквами. Создались условия, способствовавшие укреплению светской власти и развитию национальных государств. Реформация способствовала выработке новых подходов к проблемам политики и права, которые со временем стали школой буржуазно-демократических свобод. Церковь и религия были приспособлены к условиям складывавшегося буржуазного общества и оказали воздействие на его хозяйственную и трудовую этику.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

В христианстве приняты следующие обряды:
Литургия (церковная служба) В первую очередь она убеждает верующих постоянно помнить об Иисусе Христе, претерпевшем ради людей крестную смерть, отдавшем жизнь свою ради их спасения, заставляет глубоко прочувствовать все величие любви Господней. В церковном действии ...

Место культа в зороастризме
Согласно В.А.Кулакову, «…культ занимает в зороастризме от­нюдь не главное место, но в то же время он очень интересен, загадо­чен и абсолютно неповторим в истории религий. Управляли культом жрецы-маги, которые, видимо, не составляли (как в Индии) замкнутой касты. Но, е ...