Формы доказательства
Страница 1

Существуют две основные формы космологического доказательства: это горизонтальная форма (или калам) и вертикальная форма. Космологическое доказательство в горизонтальной форме обращается к прошлому, к Причине начала мироздания. Космологическое доказательство в вертикальной форме основывается на бытии Вселенной, которая существует сейчас. Первую форму доказательства, объясняющую, как Вселенная начала быть, разрабатывал Вонавентура (1221 - 1274). Вторая форма доказательства, объясняющая, как Вселенная продолжает существовать, восходит к Фоме Аквинскому (1224 - 1274). В первой форме речь идет о порождающей Причине, а во второй - о поддерживающей Причине. Другие разновидности космологического доказательства сочетают в себе оба эти аспекта.

Основная идея доказательства этого типа состоит в следующем: поскольку, вместо абсолютного небытия чего бы то ни было, существует Вселенная, то ее причиной должно быть что-то внешнее по отношению к ней. Это рассуждение опирается на закон причинности, который утверждает, что каждое финитное, лишь возможное в своем существовании существо имеет в каждый данный момент причину, отличную от него самого[2].

Увлекательное обсуждение космологического доказательства и каламического аргумента изложено в книге У. Л. Крэйга «Каламический космологический аргумент» (1979).

Каламический аргумент заключается в том, что вселенная должна иметь первопричину в прошлом. Доказательство выглядит так:

-Все, что начало существовать, имеет причину своего существования.

-Вселенная когда-то начала существовать.

-Следовательно, у вселенной должна быть причина.

Этот аргумент ставит перед нами очень существенный вопрос: если имеется некая последовательность событий, каждое из которых вызвано предшествующим событием, более ранним по времени, - может ли эта последовательность быть бесконечной?

Хотя понятие теоретической бесконечности в том виде, как оно используется в математике, может показаться простым, актуальная бесконечность ставит перед нами самые разнообразные проблемы. Бесконечность плюс один дает в сумме бесконечность; бесконечные величины не могут возрастать. Со времен Аристотеля философы доказывают, что существование реальной бесконечности невозможно. Даже если бы она существовала, как узнать, что нечто действительно является бесконечным? Ведь бесконечность - это не то же самое, что отсутствие различимой границы.

Итак, мы вправе изложить каламический аргумент следующим образом:

-Существование актуального бесконечного множества невозможно.

-Последовательность причин, обусловивших существование мира таким, каков он сейчас, не может быть бесконечной временной последовательностью.

-Разными словами, последовательность причин должна быть конечной.

-Следовательно, существование мира началось в какой-то момент прошлого.

-Отсюда вытекает, что в прошлом было время, когда было возможно одно из двух состояний - существования вселенной или ее несуществования.

Аль-Газали доказывал, что если оба состояния возможны в равной мере, то состояние, наступившее в итоге, должно было быть вызвано вмешательством личной силы.

Быть может, наше сознание просто не создано для того, чтобы мыслить беспричинную причину, лежащую вне мира. Философ Кант утверждал, что само представление о причине и следствии - это, наряду с представлениями о пространстве и времени, есть один из способов, которыми наше сознание интерпретирует мир - мы не можем не навязывать причинность нашему опыту. Если Кант прав, тогда беспричинная причина - это ментальная невозможность.

Совсем иное возражение на космологическое доказательство предложил Дэвид Юм (1711 -1776).

Основой любого знания он считал наблюдение. Люди называют явление причиной потому, что видят, что оно случилось непосредственно перед явлением, которое называют его следствием; соединение причины со следствием основано на том, что человек наблюдает их в качестве двух различных вещей.

Однако, когда речь идет о мире в целом, перед нами - следствие, единственное в своем роде; поэтому мы не можем наблюдать его причину. Мы не можем выйти «за пределы» мира, чтобы увидеть и мир, и его причину и таким образом установить между ними связь.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Религиозный культ: содержание и функции
Признание религиозного сознания в качестве ведущего элемента религиозного комплекса является доминирующей., но не единственной точкой зрения в религиоведении. Уже в 80-х годах XIX столетия английский антрополог Р. Маретт показал, что есть религии, которые не столько п ...

Мусульманское право. Шариат
Ислам в отличие от христианства не знает какой-либо церковной организации. В мусульманском мире не было соборов, догматизирующих вероучение и культ. Поэтому большую роль в сохранении единства мусульман и целостности вероучения играет право (ал-фикх). Детальной прорабо ...