Мировые религииСтраница 5
Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма (и от православия), является учение о непосредственной «связи» человека с Богом. «Божественная благодать» даруется человеку прямо Богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле Бога. Поэтому в протестантизме (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам, и каждый верующий имеет право по-своему толковать и излагать «слово Божие» (принцип «священства» всех верующих). Всё это обосновывало отказ протестантов от церковной организации типа католической (отрицание характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание Папы Римского как главы её), открывало путь требованиям буржуазно-демократических свобод и развитию буржуазного индивидуализма, способствовало созданию национальных (независимых от космополитического папства) церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ в протестантизме существенно упрощён и удешевлён. В нём сохранены лишь немногие религиозные праздники, как правило, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа Богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами. В протестантизме нет монашества, нет безбрачия духовенства. В своей реформе католицизма протестантизм апеллировал к первоначальному христианству. Источником вероучения он считает Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление. Первоначальными, возникшими уже в XVI в., формами протестантизма были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, анабаптизм, меннонитство, к протестантам примыкали унитарии, чешские братья.
В период XVI – XVII вв. протестантизм, воспринятый самыми разными социальными слоями, был в первую очередь идейным оружием буржуазии, боровшейся с феодализмом, знаменем первых буржуазных революций. С XVII в. протестантизм стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства, существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте. Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В XVII в. сложились баптизм и квакерство.
Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой он распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит протестантизму в движении христианского социализма. Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в протестантизме с распространением со второй половины XIX в. так называемой либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток примирить религию с наукой, включить протестантизм в решение социальных проблем. В этом направлении (в наиболее крайних его проявлениях) выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину [6, c. 147–150].
Другое по теме:
Священник
Название пресвитер с (греческого языка) означает старец. В Церкви Апостольской так назывались иногда и пресвитеры, и епископы без строгого различия. Назывались пресвитерами или старцами и сами апостолы (I Петр. V. 1, III Иоанн. 1,1), но в особенности так называются в ...
Отношение к тотему. Табуация
Австралийцы не считают тотем каким-то божеством или чем-то высшим вообще. Поэтому неправильно утверждение, что тотемизм есть поклонение каким-то материальным предметам. Обожествление тотема отсутствует, а есть лишь вера в какое-то таинственное родство с ним.
Южные и ...