ИудаизмСтраница 1
Древнееврейским языком был иврит. На иврите слова «Иуда» и «еврей» - практически синонимы. Поэтому слово «иудаизм», в сущности, обозначает еврейство как цивилизацию, как культуру, включая, разумеется, и религию. Но все же, в узком смысле, слово «иудаизм» обозначает религию.
Названия религий могут быть связаны с именем основателя – например, зороастризм или конфуцианство; могут быть связаны со статусом основателей – христианство, буддизм (для нас, правда, Христос звучит как имя, но это слово означает мессию; Буддами могут разные личности). Ислам, даосизм – эти слова означает некие центральные понятия в религиях. Слово же «иудаизм» отсылает к еврейскому народу, т. е. религия названа по имени народа. И действительно, для иудаизма весьма существенно рождение иудейского народа, его история, его взлеты и падения. Заветы и запреты Бога, главные принципы религии обращены не ко всем, а именно к иудеям. Так что для понимания иудаизма как религии важно понять, что такое «еврейство», почему здесь важна национальная тема.
Евреи и в своем мнении, и в более широкой оценке – это «избранный» народ. Что это означает? Ответить на это не просто. На земле не было народа, который бы отвечал замыслу Бога относительно человечества. И Бог решает создать подходящий народ. Для этого Бог выбрал одного человека – нееврея, потому что евреев тогда не было – и из этого человека Бог решил вырастить народ ‑ как из семечка вырастает дерево, а потом лес. Избранником стал арамей, т. е. выходец из Аравии, Авраам, которому Бог поведал: «…ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Авраамом, но будет тебе имя: Авраам» (Быт 17: 4-5). Итак, Авраам – переводят как «отец высокий», а Авраам как «отец множества».
Таким образом, Авраам вступает в особые отношения с Богом и берет на себя обязательства, соответствующие этим отношениям. Так надо понимать его избранность.
Обязательства Авраама сохраняют силу и для его потомков, их выполнение становится содержанием еврейской истории. Это означает, что Бог создал евреев для какой-то особой миссии. Евреи с момента своего избрания и на протяжении всей мировой истории должны выполнять особую задачу. Согласно еврейской традиции, понятия «евреи» и «история» неразделимы. Пока будет продолжаться история, в ней будут действовать евреи: финиш пути, начатого Авраамом, произойдет только тогда, когда пришедший Мессия соберет евреев со всех сторон света в Земле Обетованной, т. е. в нынешней Палестине.
Еврей может протестовать против обязательств, принятых Авраамом и Моисеем, уклоняться от их выполнения, заявлять, что «он тут ни при чем», может даже вообще не знать о них – это не меняет дела, поскольку обязательства существуют независимо от отношения того, кто обязан их выполнять. Ортодоксальный иудаизм считает, что евреи обязаны их выполнять.
Слово «избранные» в самосознании евреев не означает, что евреи считают себя лучшим народом в сравнении с другими. Вне своих особых отношений с Богом, евреи такие же люди, как и все прочие. Танах полон описаний отвратительных поступков, совершенных евреями. Избранность, т. е., означает, что Бог возложил на еврейский народ определенные задачи.
Отношение иудаизма к другим религиям определяется тем, как они соотносятся с заповедями, которые Господь дал сыновьям Ноя (о них немного ниже). Человечество, с т. зр. иудаизма, не нуждается в религиозной унификации, к Богу можно идти разными путями. Разумеется, евреи считают свой религиозный путь самым лучшим. Но только для евреев.
Уникальная роль еврейского народа в мировой истории – это неоспоримый исторический факт. Племя Авраама за 2 тысячи лет до Рождества Христова имело в истории те же стартовые позиции, что и сотни других племен в разных регионах мира, например, коряки Камчатки или зулусы в Африке. Но на весах мировой истории роль этих племен несравнима с ролью еврейского народа. Само существование и развитие этого народа на историческом фоне рождений, расцветов и крушений могучих царств и империй есть историческое чудо, которое может быть объяснено только Божьим водительством. При тех испытаниях, каким подвергался еврейский народ за 4 тысячелетия своей истории, он давно должен был исчезнуть с исторической сцены. Что осталось от тех народов, рядом с которыми развивалась еврейская история? Напрочь исчезли древние египтяне, бывшие хозяева евреев, исчезло Вавилонское царство, когда пленившее этот народ, ушли в небытие древние ассирийцы, персы, пал великий Рим, поработивший евреев, а они сохранились как нация и продолжают быть активными членами современной истории. Разбросанные по всему миру, евреи нигде не утрачивают своей национальной идентичности, они заключают инонациональные браки, но и это не мешает им оставаться евреями, помнящими религию и обычаи своего народа. Именно такой народ, с одной стороны, универсальный, всечеловеческий, а с другой – способный сохранить свой собственный внутренний стержень – мог стать носителем мировой религии. Еврейская культура стала тем горнилом, в котором сплавлялись воедино ценности дохристианского человечества. Многое из того, что было в Египте и Вавилоне, Греции и Иране, нашло свое завершение в Ветхозаветной религии.
Другое по теме:
Мифы о Этане и Адапе
В мифах об Этане и Адапе также отразилась идея поисков бессмертия.
Этана пытается взлететь на крыльях орла на небеса, чтобы там раздобыть "траву рождения" (аналогично "траве жизни") Орел обращает ее внимание на то, что все предметы на земле кажутс ...
Структура религиоведения и религиозности
Религиоведение делится на две заметно различающиеся области, потому что им занимаются не только те светские ученые, которые декларируют свою нейтральность к религиям, но и специалисты внутри самих религий (теологи, богословы, священнослужители и открыто верующие светс ...