Структура религиоведения и религиозности
Страница 1

Материалы » Области и направления изучения религий » Структура религиоведения и религиозности

Религиоведение делится на две заметно различающиеся области, потому что им занимаются не только те светские ученые, которые декларируют свою нейтральность к религиям, но и специалисты внутри самих религий (теологи, богословы, священнослужители и открыто верующие светские исследователи). Напомним, что первую область иногда называют неконфессиональной или внерелигиозной, а вторую – конфессиональной или религиозной.

В случае если религиоведы (даже светские) предпринимают попытки рассмотрения религий «изнутри», их изучение, как правило, преследует религиозные интересы. Светская область религиоведения обычно основывается на иных исходных мировоззренческих принципах, стремится, как бы, отстранить себя от какой бы то ни было религии или иной раз утаить свою религиозную принадлежность. Светское религиоведение в целом является надстройкой (стоящей на позициях конкретных идеологий или, зачастую, эзотеризма) над специализированными научными исследованиями религии как одной из объективно существующих форм общественного сознания. В нем предполагается также исследование свойств личности и групп, социального и психологического феномена религий.

По религиозным вопросам написано множество литературы. Она исключительно разнообразна, но внешне, подобно самому религиоведению, разделяется на две разновидности: светскую (внерелигиозную или, чаще, скрытно-религиозную), а также сочиненную открыто верующими, в том числе официальными представителями религиозных объединений. Однако внерелигиозного и одновременно в строгом смысле научного подхода к этим вопросам не существует и не может существовать по нескольким причинам.

Во-первых, – коренные основы любой веры (даже если в качестве объекта поклонения выбраны материя, информация или наука) относятся к сугубо ненаучной иррациональной (более того, зачастую сверх-ирра­ци­ональной) сфере человеческого бытия, хотя и существует безукоризненно научное богословие.

Во-вторых, – наука есть, по определению, строго нейтральное относительно всех идеологий обнаружение и изучение объективно существующих закономерностей (законов). Однако любой человек, включая научных сотрудников, обязательно является духовным, а, следовательно, в кого-то или во что-то верующим (даже если он верит в отсутствие Бога или убежден в своем неверии).

В-третьих, – даже если предположить возможность существования ни во что не верующего человека, то необходимо учитывать еще одно значимое обстоятельство. Нельзя написать содержательную книгу, скажем, по физике или эстетике, не будучи в этой науке специалистом, не изучив ее изнутри, не постигнув на практике ее принципов. То же относится и к духовности. Если светский ученый искренне заявляет, что в своих исследованиях он нейтрален к разным типам духовности (то есть, якобы полностью бездуховен и внерелигиозен), то грош цена его книгам о причине, существе и источниках духовности, вероучений, религий. Ибо тогда он в этой сфере беспомощен, также как слепой в картинной галерее.

Если же религиовед духовен (то есть, на самом деле, он – верующий), то закономерен вопрос – какова его духовность и вера. И почему он их или не осознает, или, зачастую, скрывает? Знание подлинной духовности и веры религиоведа весьма помогает понять цели, мотивации, методы и результаты деятельности лично его или школы, к которой он принадлежит

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Древняя Индия
РИС. 3 Храм бога солнца Сурья в Конараке. В ведийском пантеоне индийской мифологии относительно солнечного божества нет единого представления. Сначала его как самостоятельного божества не существовало – особенность религиозных и мифологических воззрений древн ...

Священное Писание.
Для уяснения пути спасения, для Богопознания, для выстраивания всей своей жизни по Богу, Господь дал Свое откровенное учение. Это Священное Писание. В нашей Православной Церкви наивысший авторитет имеет Священное Писание. Святитель Феофан Затворник говорил, что Церков ...