Иудаизм
Страница 3

Требование непорочности и обязательство следовать этому требованию держат еврейскую религиозную мысль в постоянном напряжении: как глубже понять содержание непорочности и осуществить это «хождение перед Богом» на практике, в жизни.

Хотя слово «хождение» надо, конечно, понимать в обобщенном, переносном смысле, тем не менее, часто это было и буквальное хождение. Впервые обращаясь к Аврааму, Бог требует от него именно физического хождения, но перемещение из одного места в другое становится необходимым условием «хождения духовного». Впоследствии и весь еврейский народ очень много «ходил» буквально, а во многом «ходит» и до сих пор, если иметь в виду рассеянность еврейской диаспоры.

Итак, заключая Союз с Богом, Авраам берет на себя и на своих потомков трудное обязательство «ходить перед Богом» и быть непорочным. Но Союз, «брит», предполагает взаимные обязательства – что же берет на себя Бог?

Бог делает Авраама, старого и бездетного человека, родоначальником целой нации; благословив Авраама, Бог через него благословляет и весь будущий еврейский народ; Бог обещает проклясть всех, кто будет злословить Его избранников. Бог говорит Аврааму: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя». Бог обещает дать Аврааму и его потомкам «всю землю Ханаанскую во владение вечное» (Ханаан – древнее название Палестины, Сирии и Финикии).

Ханаан становится «избранной землей», «землей обета» и её теперь называют и другим именем – Эрец-Исраиль – земля Израиля, или просто Эта Земля.

В Писании отношения Бога и еврейского народа не раз уподобляются отношениям мужа и жены. Поэтому евреи смотрели на Эрец-Исраиль, на Эту Землю как на драгоценный дар Возлюбленного. Потеря её воспринималась как трагедия. Отчуждение от Этой Земли стало символом духовной катастрофы. Евреи несколько раз теряли Эту Землю, но своё существование за её пределами они называли словом «галут» - изгнание. Никогда у евреев не умирала надежда, что Бог, верный своим обетованиям, соберёт евреев на Этой Земле.

Завет между Богом и Авраамом не временный, а вечный. Первоначально Бог говорил с одним Авраамом, но вот у него появился сын, потом внуки и правнуки. Потомков становилось все больше, формируется настоящий народ - евреи. У горы Синай во время сорокалетнего странствия евреев после их Исхода из Египта Бог заключает Союз уже с потомками Авраама – народом евреев. Согласно Торе, единственный раз за всю многовековую историю еврейского народа Бог обратился не к одному человеку, пророку, т. е. не только к Моисею, а ко всему народу. Каждый мог слышать голос Бога и вступить в диалог с Ним. И как Авраам, первый еврей, сказал Богу «да», так теперь «да» говорит весь народ. Если потомки Авраама не будут строго выполнять взятые обязательства, великие беды постигнут еврейский народ, но Союз, Завет, брит останется в силе, несмотря ни на что.

История с Авраамом изложена в Торе (Ветхом Завете) крайне лаконично, но требования Бога к людям, произнесенные у горы Синай, развернуты и подробны. Основу их составляют Десять Заповедей. Четыре из них посвящены отношению с Богом, шесть – социальной жизни людей. В основном это запреты. Важно, что запрещаются не только некоторые действия (например, убийство), но и намерения, желания, еще не ставшие поступком – «не желай».

Приведем текст Библии, в котором излагаются эти заповеди. Не ищите здесь нумерации, Господь беседует с людьми, и Он объясняет людям, что Он ждет от них. Итак, цитируем Книгу Исход, гл. 20: 1-17:

«И изрек Бог все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Различие ценностей по половому признаку
Прежде всего, целесообразно рассмотреть межполовые различия в системах ценностей. На первый взгляд, ценностные структуры мужчин и женщин выглядят достаточно сходными. Набор первых по распространенности семи ценностей и их порядок в иерархии у мужчин и у женщин близок, ...

Человек как образ и подобие Божие. Его предназначение
Подобно большинству святых Отцов, прп. Симеон не дает в своих творениях всестороннего разъяснения понятия об образе и подобии Божии в человеке. Почти всегда он говорит об образе и подобии не специально, но в связи с темой обожения. Преподобный в своем учении об образе ...