ИудаизмСтраница 6
В 586 г. до н. э. пал и Иерусалим, разгромленный Вавилоном. Храм был разрушен, Ковчег Союза исчез. Это событие стало религиозной и политической катастрофой для иудеев. Вставал вопрос: если евреи действительно народ Божий, если они действительно Божии союзники, как Бог допустить такое унижение и поругание?
Объяснение этому дал пророк Иеремия. Пророк предсказывал, что вавилоняне одержат победу не только благодаря военному превосходству, но и по замыслу Бога. Бог послал вавилонян на евреев за их грехи. Следовательно, дело не во внешних обстоятельствах, а в самих иудеях. Но в этом же и спасение: изменив самих себя, можно изменить мир и саму историю. У иудеев появилась надежда и однажды она исполнилась. В 539 г. до н. э. Вавилон пал под ударами персидской армии. Царь Кир II, названный пророком Исаией помазанником и пастырем Божиим, отпустил пленников на родину.
Под руководством Ездры и Неемии евреи сумели восстановить Иерусалим, который был полностью разрушен, построили они и Храм, получивший название «второго». Ездра заложил традицию публичного чтения Торы. В Танах вошли книги, названные именами Ездры и Неемии.
Евреям пришлось конфликтовать с самаритянами: теми израильтянами, которые избежали ассирийского плена, но смешались с пришлыми племенами. Самаритянами они называются по имени столицы древнего Израильского царства – Самарии. Самаритяне имеют свою Тору, которая текстуально существенно отличается от еврейской (6 тысяч расхождений). Самаритяне и поныне есть в Израиле, они приносят жертвы Богу на священной для них горе Гаризим, однако осталось их немного – человек 500.
Этими словами обозначаются три религиозно-политических движения внутри иудаизма.
Буквально слово «фарисеи» означает «отделившиеся». Отделялись они потому, что стремились к ревностному выполнению заповедей, но именно поэтому они постепенно стали во главе народного движения. Они считали, что на первом месте должна быть воля Божия, а не царская.
Слово «ессии», возможно, обозначает «благочестивые», или «молчаливые». От фарисеев ессии отличались тем, что считали невозможным праведное служение Богу в народе и даже в Храме, ибо все осквернено. Ессии удалялись в пустынные места на берегах Мёртвого моря и создавали там свои общины. У ессеев не было никакой частной собственности. Они обрабатывали землю, а всё свободное время проводили в молитве и изучении священных книг.
Слово «саддукеи» происходит от имени основателя движения Цадока. Саддукеи были аристократической партией – политической и экономической элитой еврейского общества.
Саддукеи признавали только письменную Тору, тогда фарисеи опирались и на устную. В VII в. н. э. преемниками саддукеев стали караимы. Многие идеи и обычаи ессеев были восприняты христианским монашеством.
Фарисеи же остались основными носителями еврейства на все последующие века вплоть до нашего времени. Фарисейская мудрость нашла выражение в Талмуде – книге, в которой уместилось духовное наследие прошлого еврейского государства.
В 63 г. до н. э. в страну Израиля вошли римские легионы. Вошли они по приглашению одной из враждующих сторон, но, войдя, остались надолго – на семь столетий. Только в 614 г. их вытеснили персы.
Римляне от всех народов, входящих в состав империи, требовали почитания их богов, в том числе и обожествленной персоны очередного императора. Лишь для евреев они сделали исключение и позволяли им сохранять свою религиозную организацию и свою веру.
Тем не менее, в Иудее время от времени вспыхивали восстания против римского господства. В 70-ом г. н. э. римские войска осадили Иерусалим и, ворвавшись в город, разрушили Храм. По преданию это случилось в тот же день календаря, что и разрушение Первого Храма вавилонянами – девятый день месяца ава (июль – август).
Другое по теме:
Культ
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Размеры и степень сложности жертвоприношения были весьма различны. Простейшей заурядной формой жертвы было возлияние - брызгание на землю или в огонь вина из чаши в п ...
Ислам и искусство
Возникнув в условиях фольклорной становящейся культуры арабских племен, в условиях сложной социальной борьбы, ислам в первую очередь стремился сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех мусульман. Поэтому ранний ислам оче ...