Краткое изложение позиций некоторых конфессий по вопросу Жертвы Христовой
Страница 5

Материалы » Этюды » Краткое изложение позиций некоторых конфессий по вопросу Жертвы Христовой

Такова реформаторская концепция. Это пожалуй нечто более сильное, чем католицизм. Там хотя бы выкуп, который оставляет человеку возможность лично трудиться над своими грехами, выкупать (причем выкупать буквально, вспомним индульгенции) свои личные грехи самому, здесь даже этого не остается. Христос, оказывается, все делает за него. Достаточно только человеку поверить во Христа как во Спасителя и вопрос закрыт.Так протестантизмом был решен самый главный вопрос, вопрос о спасении. Оказывается, если человек поверит, то это всё. У него отпадают все заботы о каком-либо подвиге, о борьбе какой-либо практической, внутренней и духовной жизни. Оказывается, Христос совершил оправдание всем нашим грехам. Лютер так и пишет: «Если до Христа люди были в страхе и трепете, не осудит ли Бог нас, не погубит ли, не погибнем ли мы, то отныне узнав, что мы спасаемся только верою, мы становимся ликующими чадами Божьими».

Рассмотрим православный взгляд на существо Жертвы Христовой. Основной термин, в котором выражается существо этого вопроса - спасение.

Понятно, что когда человек глубоко поврежден, изломан тяжелой болезнью и он исцеляется, т.е. происходят изменения с ним с самим, ни его выкупают, каким он был таким остался, ни его оправдывают без его изменения, а человек сам изменяется. (Эта туманная фраза нужна проф. Осипову А. И. как переход к дальнейшему).

От историков нам хорошо известно, каким было человечество перед пришествием Спасителя: рабство, эксплуатация, насилие, войны, кровь, казнь, пытки и пр. Человечество не изменилось даже через 2000 лет, оно остается тем же самим. Тогда о каком же исцелении идет речь? Вот тут давайте обратимся к человеческой природе Иисуса Христа. Он воспринял нашу поврежденность, Он стал греховным за нас.

Но сначала выясним, почему Жертва была необходима. Ведь исцеление имеет место во всей истории человечества, когда человек кается. Не могло быть такого, чтобы и раньше (до прихода Христа) Бог не слышал, не прощал грехи человеку, если он искренне кается. Бог всегда слышит человека, и, когда он кается в грехах, Бог его прощает. Зачем же тогда Жертва Христова? Здесь тонкий момент, который нужно хорошо понимать.

Афанасий Великий пишет так: «Покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи». Т.е. покаяние очищает от личного греха, помогает человеку бороться с этим грехом, помогает ему жить более верно, но само состояние человека, его природы как таковой остается прежним. Он может меняться нравственно, быть лучше, хуже, может даже достигать большой высоты святости, но природа его остается такой же поврежденной, способной в любой момент подставить ножку человеку. Вот почему требовалось не очищение от греха, оно происходило и ранее (до Христа?). Жертва Христа была нацелена не на очищение от личных грехов, оно и так имело место, а на более фундаментальное, на то, из чего проистекают наши грехи, на исцеление самой человеческой природы. Вот на что указал Афанасий Великий: «Покаяние не выводит из естественного состояния». Именно по этой причине была необходима Жертва Христова.

Второй вопрос: кому была принесена Жертва Христова? Надо напомнить, что Константинопольский Поместный Собор 1156 года осудил то мнение, по которому считалось, что Жертва была принесена только Отцу. В Соборном решении было объявлено и подтверждено то, о чем учил святой Григорий Богослов, именно : «Что Он Бог Слово – Христос, был не только Жертва, но и Архиерей, Жрец и Бог». То, что до сих пор священники повторяют на литургии: «Ты еси приносяй и приносимый». Он и жрец и жертва одновременно. Вот эта мысль о том, что Жертва Христова была принесена не одной ипостасью другой ипостаси, а принесена всей Святой Троице, т.е. тому, кто по Священному Писанию назван любовью, (Бог есть любовь), вот эта идея чрезвычайно интересная. (Правда, она никак не вытекает из приведенного выше высказывания Григория Богослова) Она звучит парадоксально, ибо как Самому Себе можно принести жертву, что это значит?

Это можно только понять в свете той замечательной мысли, которую высказывает Григорий Богослов: «Что жертва была принесена не лукавому, ибо как это было бы оскорбительно (Почему?), не Отцу, у Которого мы не были в плену и Который любит нас не меньше, чем Сын, а человеку нужно было освятиться человечеством Бога» (Понять это, т. е. что Жертву можно принести Самому Себе, в свете мысли Григория Богослова нельзя – не о том он говорит). Или так, как говорит Максим Исповедник: «Он, Бог Христос, преподнося, как благий, все достигнутое Им тем, ради кого Он стал человеком», т.е. Жертва совершена во имя любви Бога к человеку. Почему и говорится, что это – жертва любви.

Здесь надо остановиться и подумать.

Последний обзац однозначно говорит о том, что Христос принес себя в Жертву людям, а не Троице.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Социологические исследования отношения населения России к мусульманам
Россия – государство многонациональное и мультиконфессиональное, так что любой разлом по линии религии чреват серьезнейшими внутренними проблемами. На уровне официальных заявлений руководители Российского государства, а также различных конфессий не устают напоминать о ...

В Северной Америке.
Первые сведения о детских Воскресных школах относятся к XVII в. (Плимут, 1669; Роксбери, 1674), но только в 1786 г. появилась школа, созданная по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери. В Северной Америке Воскресные школы из ...