Идейные вожди шиитов.

Материалы » Суннизм и Шиизм » Идейные вожди шиитов.

Как и все гонимые сектанты, шиты со временем сплачивались вокруг своих духовных вождей, считая их слово конечной инстанцией. Это привело к резкому возвеличению статуса шиитских улемов по сравнению с суннитскими. Претендуя на право вещать голосом скрытого имама, шиитские улемы и наиболее почитаемые из них – муджтахиды, обладавшие авторитетом знания, набожности и благочестия, становились подчас подлинными вождями, затмевая своим влиянием политическую администрацию. Авторитет такого руководителя не умаляется тем, что он не всегда заметен снаружи. Практика такийи даже увеличивала авторитет того духовног вождя, кто был истинным, хотя и незаметным наставником и обладал, как полагалось, частицей благодати скрытого имама. Это обстоятельство нашло отражение в шиитском шариате: в отличие от четырёх мазхабов суннитского толка шииты выработали собственные приёмы толкования исламского права, причём особое внимание они уделяли малораспространённому у суннитов методу рая (иджтихада), то есть индивидуальному толкованию авторитетного муджтахида.

Важным элементом организационной структуры шиитов были алиды. Причастные к клану пророка, все они обычно воспринимались как представители особого сословия, осенённого высшей благодатью и потому заслужившего специальные права и привилегии. Представители этого сословия, сейиды

, выделялись даже внешне (они носили одежду преимущественно зелёного цвета – цвет пророка – и чёрные тюрбаны) и обладали большим престижем. Далеко не все сейиды были духовными вождями и знатоками ислама, но все политические авантюристы и амбициозные предводители шиитов всегда стремились опереться на их авторитет, а то и просто примкнуть к их сословию, доказав своё отдалённое (подлинное или мнимое) родство с алидами. И это имело свой смысл: престиж и влияние каждого, кто был причастен к алидам, во много раз возрастали в глазах шиитов, что имело большое значение для достижения конечной цели, вплоть до создания новых государств на развалинах дряхлевшего Халифата.


Другое по теме:

Экуменизм на Кислотных Дачах
Рассмотрим в качестве примера христианскую организацию, «Молодежь с миссией», основанную на принципах экуменизма, отделение которой находится в нашем городе. Эта организация была основана в 1960 году Лореном Каннингемом, как межденоминационная и межконфессиональная ст ...

Возрастные различия в формировании ценностной ориентации
Отличия в структуре доминирующих жизненных ценностей разных возрастных групп рассматривались тоже лишь на 1 %-ном уровне значимости. В результате анализа полученных данных была выявлена четкая динамика, свидетельствующая об однозначной зависимости степени важности бол ...