ПравославиеСтраница 7
Особенно показательно почитание на Руси св. Николая, или Николы, как чаще его зовут у нас. В народных представлениях можно было встретить убеждение в том, что Никола не просто – почитаемый святой, а один из членов св. Троицы. Простые люди могли думать, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы. Иностранцы называли Николу «русским богом». Не исключено, что такой популярностью св. Николай был обязан старому языческому Велесу, которого он во многом заместил, приняв на себя его функции.
Не все прихожане осознают, что Иисус Христос – третье лицо Троицы. В народных легендах, представленных в частности в издании Александра Николаевича Афанасьева, Христос изображается в облике нищего, который ходит по Руси от деревни к деревне, от дома к дому, просит милостыню и тем испытывает сердца. Жестокосердых Христос наказывает.
В народном православии живет горячее почитание Богородицы. Опять же на внешний взгляд, могло показаться, что народное православие – это религия не Христа, а Богородицы. Очевидно, что такое отношение к образу Божьей Матери вырастало на основе древнейшего почитания Великой Матери-прародительницы. Почитание Мати Сырой Земли живо до сих пор.
Выразителями народного православия выступали деревенские знахари, странники, ведуны, иногда кузнецы. Они, с одной стороны, могли быть прихожанами местной церкви, а с другой, они приняли на себя ту роль, какую прежде играли волхвы. Они слыли предсказателями, целителями, они изготовляли обереги. Их уважали и побаивались.
Характерным для Руси явлением стало странничество: странники - богомольцы-миряне, скитающиеся по святым местам. Странничество зародилось тотчас после принятия христианства, о странниках как о массовом явлении говорят письменные свидетельства уже с начала XII в. Странники-калики излечили Илью Муромца и благословили его на оборону Отечества. С большой симпатией описал странника Н. А. Некрасов:
Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.
С каликами связана особая традиция русского народного творчества: они стали создателями особого жанра – так называемых «Духовных стихов». Духовные стихи по форме, а порой и по содержанию тесно связаны с русской былинной традицией, калики охотно пели и былины, но в духовных стихах вместе с архаическими мотивами всегда присутствует и христианская направленность. К лучших образцам этого жанра относятся «Стих об Алексее человеке Божием», «Стих про Егория Храброго», песнопение «Царевич Иосаф». Очень интересным памятником, в котором произошел синтез глубин народного миросозерцания и христианства, стала знаменитая «Голубиная книга». Название «голубиная» толкуют двояко: одно из толкований предлагает понимать это слово как «глубинная, мудрая книга», другое исходит из образа голубя как христианского символа – символа Святого Духа. Однако и в том, и в другом случае несомненным является то, что одним из источников «Голубиной книги» была древняя славянская мифология.
В круг чтения грамотных русских людей входил и такой особый вид христианской словесности, как апокрифы (от греч. – тайный, сокровенный). Эти произведения создавались как развернутые толкования сложных или слишком кратких мест Библии или как дополнение жизнеописаний Иисуса Христа. К некоторой части таких текстов церковь относилась достаточно терпимо, другая часть причислялась к «отреченным книгам», которые подлежали уничтожению. В ХХ столетии народное православие, как и всякая религия, в сущности, осуждалась, но тем не менее оно выжило и продолжает жить.
Когда-то христиане не строили храмов, они совершали богослужения в домах или собирались в катакомбах, где служили литургию на надгробиях мучеников. В 313 г. император Константин I Великий объявил свободу вероисповедания по всей Римской империи. Христиане, выйдя из катакомб, стали строить храмы. За основу своих молитвенных сооружений они взяли базилики (от греч. «basilike» — «царский дом») — гражданские здания вытянутой формы, где обычно проводились общественные собрания. К базилике пристраивали специальный полукруглый выступ — апсиду, где располагался жертвенник, символизирующий Царство Небесное, — алтарь. Здание стали украшать мозаиками на темы из Ветхого и Нового Заветов, а также изображениями наиболее почитаемых христианских мучеников.
Другое по теме:
Всеобщее священство
и священство иерархическое
В христианской церкви существует два вида священства: всеобщее и иерархическое. К сожалению, догматическая разработка учения о всеобщем священстве значительно отстает от раскрытия сущности и значения священства иерархического.
Под всеобщим священством Церковь понимае ...
Проблема двойничества в русской религиозной философии. Взгляд
на проблему в антропологии Николая Бердяева
Проблема человека, была для великого русского, религиозного мыслителя Николая Александровича Бердяева, центральной составляющей его философского учения: "В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, т. е. в су ...