ПравославиеСтраница 3
На Руси эта концепция была трансформирована в доктрину «Москвы – третьего Рима», что нашло выражение и в некоторых внешних актах. Иван III (1462-1505) женился на племяннице убитого турками последнего византийского императора Константина XI, звали её Зоя или Софья Палеолог. Иван III принял титул самодержца, который соответствовал императорскому титулу «автократор». Он сделал русским гербом византийского двуглавого орла: Русь прямо заявила о том, что принимает наследство православной Империи ромеев. Старец Спасо-Елеазарова монастыря Филофей четко сформулировал эти перемены: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Первый Рим пал, ибо погряз в ереси латинства, «второй Рим», Константинополь, также пал, ибо пошел на сделки с падшим Римом, теперь Москва становится «третьим Римом», сохраняющим чистоту православия.
Монахов можно назвать максималистами в вере и в жизни по вере.
Центром монашеского движения в XI – XII вв. был Киево-Печерский монастырь. Он начинался с «печерки», выкопанной еще Иларионом для уединенный молитв. Затем в этой «печерке» обосновался пришедший с Афона инок Антоний, прозванный Печерским (983-1073). Вокруг Антония начала собираться братия. Но Антоний больше тяготел к уединенной аскетической жизни. Поэтому настоящим организатором монастыря стал постриженный Антонием инок Феодосий, также носящий прозвище Печерского (1036-1091). Эти два инока стали первыми преподобными монахами, которых Церковь признала святыми.
Так называемое белое духовенство, женатые священники и диаконы, жили во многом общей с мирянами жизнью, занимались хозяйством, воспитывали детей. Монашество существовало не в миру. Уже в Византии монашество причисляли к ангельскому чину, на Руси бытовала пословица: «Свет инокам - ангелы, свет мирянам – иноки». Их черные одежды напоминали об их «смерти для мирской жизни».
Уже в средние века утвердились несколько ступеней монашества. Прежде чем стать монахом, мирянин должен пройти период послушания – выполнения тех или иных работ в монастыре. Если настоятель монастыря убеждается, что послушник твердо решил стать монахом, он совершает пострижение. Этот обряд восходит к ветхозаветной символике посвящения человека Богу (в Греко-римском мире острижение волос было знаком рабства). У постригаемого в монахи волосы на темени выстригаются крестообразно в знак посвящения Христу – превращения в раба Божьего и принятия монашеских обетов.
Существует три степени такого посвящения. Первая – пострижение в рясу, когда монах получает новое имя и право носить рясу (широкое и длинное монашеское одеяние) и камилавку (головной убор). Прошедших такое посвящение называют рясофорными монахами.
Следующие две ступени – пострижение в малую схиму и в великую схиму (схима – букв.: монашеское облачение). Постригаемый в схиму приносит новые, более строгие обеты и еще раз получает новое имя в ознаменование окончательного отречения от мира. После пострижения в малую схиму монах надевает мантию, его могут называть «мантийный монах». После пострижения в великую схиму ему вручают куколь (головную накидку, спускающуюся на плечи, на грудь и спину) и анклав (крестообразно надеваемую перевязь в знак несения своего креста и следования за Христом). Куколь по форме похож на младенческий чепчик, что должно напоминать о детской незлобивости, какую должен являть монах.
Малосхимники могут возводиться в священнический сан и становится иеродиаконами и иеромонахами. Великосхимники не должны становится священниками. Пострижение в великую схиму требует более строго воздержания и более суровых аскетических подвигов. Принимая постриг, монах отрекается от своей воли и дает обет всецелого послушания наставникам, в то же время в нем постоянно должно совершаться нравственное усилие, постоянно происходить работа совести. Если в великую схиму постригается тот, кто уже имеет церковный сан, то этот сан за ним остается, только начинает звучать иначе: схиеромонах, схиеархимандрит и даже схиепископ.
Строгость уставов в монастырях может быть различной, различаются и требования к разным категориям монахов. Великосхимники постятся строже остальных. С др. ст., тем монахам, которые заняты тяжелым физическим трудом во время постов даются послабления. Русские монахи не должны есть мясной пищи, а молочные продукты и рыбу могут употреблять в ограниченном количестве и лишь в особые дни.
Другое по теме:
Золото и власть
В предыдущем пункте мы затронули связь золота и власти, и действительно, это одна из мощнейших сторон притягательности золота. Это тоже своеобразный архетип, о проявлениях которого может говорить любой, но природа возникновения которого до конца не понятна. Мы попробу ...
Образование и медицина, как средство христианизации
Школы грамоты «в населении инородческом . принимают на себя все дело христианского воспитания, ибо инородческая, даже, не может дать детям христианских навыков, а напротив, растит их в бытовых и отчасти даже религиозных навыках и понятиях языческих и иноверных. Посему ...