Православие
Страница 4

Материалы » Религии мира » Православие

Прославленные святой жизнью подвижники привлекали учеников, а те несли опыт своих духовных отцов по всей Русской земле. Одинокие обители вырастали в целые поселения, становясь центрами культурного и хозяйственного освоения необжитых прежде областей.

Среди духовных светочей Московской Руси, безусловно, первое место принадлежит Сергию Радонежскому, основателю Троицкого монастыря, ныне Троице-Сергиевой лавры. Сергий примирял князей, увязших в братоубийственных распрях, в 1380 г. он благословил великого князя Московского Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем, царем Золотой Орды, уже при жизни святой начал творить чудеса вплоть до исцеления от смерти.

Понятие «святая Русь» в немалой степени связано с лучшими проявлениями русского монашества, носителем подлинно христианской любви. В мировом центре православного иночества на Афоне еще в XII столетии был основан русский Пантелемойновский монастырь, а в монастырях Руси переводили и переписывали творения отцов и учителей Церкви.

Если монашество – средоточие православной духовности, то исихазм – самое ядро этого средоточия. Слово «исихазм» (с греч. – покой, безмолвие) имеет много значений. Исихасты могли вести речь об «обожении» подвижника-христианина уже в земной жизни, они говорили о возможности созерцания божественного (Фаворского) Света в глубине собственного сердца. Эти состояния достигаются согласным движением человеческой воли и воли Бога.

Исихастами обычно называют монахов-подвижников, применяющих особые приемы «умного делания» - молитвы как внутренней духовной работы. Она совершается безмолвно и бессловесно, сначала умом, потом сердцем, в глубинах человеческой души. При этом монахи-исихасты используют специальные техники дыхания и позы, способствующие молитвенному сосредоточению.

Уже среди ранних христиан появились отшельники, которые непрестанной молитвой в сердце достигали глубочайшего мистического созерцания. Известность эта молитвенная практика получила в XIII – XIV вв. благодаря инокам Святой Горы Афон. Наиболее полное богословское обоснование исихазму дал святитель Григорий Палама (1269 – 1359), митрополит Фессалоникийский. Он учил, что, хотя сущность Бога непознаваема, Его можно непосредственно созерцать и познавать благодаря присутствию в мире нетварных (несотворенных, существующих вечно) Божественных энергий. В церковных таинствах христианин в той или иной мере усваивает эти энергии. Их и видит «внутренними очами» подвижник как Фавроский свет – тот самый, который наблюдали ученики Иисуса Христа во время Его преображения на горе Фавор.

В то же время исихасты предупреждали об искушениях: силы зла вполне способны подменить свет, и неопытная душа может быть ими уловлена в свои сети.

На русской почве исихазм получил немалое признание. Видением Фаворского Света, верой в реальность богообщения и «обожения» человека проникнуты иконопись Андрея Рублева, деяния преподобного Сергия Радонежского, «умного делания» придерживались Нил Сорский, Паисий Величковский, Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни.

Московское царство стало главным покровителем прежде великих, но теперь пришедших в глубокий упадок восточных православных патриархатов – Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Пророчество старца Филофея о славе «третьего Рима» казалось сбывшимся. Светские и церковные власти Руси стремились подтвердить преемственность Москвой политического и культурного духовного наследия Византии. Для этого еще в XVI в. началась справа (исправление) церковных книг по греческим и южнославянским образцам. В XVII в. эта работа продолжилась и особенно оживилась при царе Алексее Михайловиче (1645 – 1676). По тем же образцам вносились изменения в обрядность и чины богослужений.

Одним из главных инициаторов реформ был любимец царя Алексея патриарх Никон. При Никоне богослужения в центральных соборах стали особенно пышными и продолжительными. Он не жалел средств для украшения храмов и церковных облачений: парадное облачение самого Никона было усыпано драгоценными камнями и весила около трех пудов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Обожествление царей
Как и в других древневосточных государствах, в Двуречье сами носители власти становились предметом религиозного поклонения. Шумерийские патеси были одновременно жрецами богов. Цари объединенного Двуречья, начиная с Саргона, претендовали на особую близость к небесным б ...

Тотемические мифы
Видную роль в тотемических верованиях австралийцев играют многочисленные, хотя и довольно однообразные, мифы о подвигах тотемических предков. Мифологические образы предков — вообще одна из самых характерных черт тотемизма. Веру в тотемических предков не следует путать ...