Происхождение и сущность человека
Страница 1

Материалы » Основные христианские конфессии » Происхождение и сущность человека

Целью и предметом подлинно христианского богословия всегда был и остается человек в его связи и отношении с Богом.

Как уже было изложено выше, и православие, и католичество, и протестантизм сохраняют основные догматы христианства, прежде всего - представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца.

В книге Бытия сказано: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему". "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле".

Объединяющим фактором трех религиозных конфессий является единство мысли о сотворении Богом человека, о месте человека в этой жизни, его предназначении.

Еще один немаловажный аспект - это вопрос об отношении церкви к такой сфере как экономическая составляющая жизни человека.

"Как только общество достигнет определенного уровня сложности обменов, оно не может обойтись без денег. По своей природе деньги не могут быть ни грязными, ни чистыми: лишь их использование и представление о них связаны с моралью" [8. С.461]. Непреодолимое влечение к деньгам, стремление заработать их все больше и больше трудно совместимы со служением Богу по той причине, что нельзя полностью и одновременно посвятить себя двум различным целям.

Христос никогда не осуждал и не отвергал частную собственность, а говорил о "богатых", коим "трудно войти в Царство Божие". Он имел в виду не размах их имущества, а их внутреннее отношение к богатству: они "надеются на него, служат ему, а не Богу", "собирают себе" земные сокровища и пребывают в них "сердцем" и потому "богатеют не в Боге". Только таких богатых Христос отвергал, остальным же Он заповедовал милосердие и щедрость.

Тем не менее, ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Тем не менее, отношение к материальной части жизни человека в рассматриваемых христианских течениях отличается друг от друга.

Православная церковь, не отвергая материального начала в человеке, видит это начало в единстве с началом невещественным, духовным. "Русская православная церковь пустила в обращение концепцию "социальной нейтральности". Суть этой концепции такова. Первая цель христианства - спасение и благо души, из которых потом вырастают и земные блага. Есть два пути, ведущие к этой цели: один путь внешний, другой внутренний. Первый состоит в обнародовании законов, в правительственных распоряжениях, в решении всех политических, экономических и нравственный вопросов на основании известных положений. Второй путь - перемен ума и сердца. Этот путь не под силам людям, его избрал Христос, свидетельствуя тем самым о своей божественной сущности.

Христос не затрагивал в своей евангельской проповеди вопросов политики, права, экономики. Христос обращал свое основное внимание на душу человека, на внутреннего человека, из которого потом уже рождается и внешний человек, то есть подданный, гражданин, семьянин, член общества и т.д.

Основная идея католической религии заключается в ее рационализации жизни. Очевидно, что "она должна была оказать существенное содействие капиталистическому мышлению, которое ведь само по себе, является рациональным, направленным к цели. Идея наживы наряду с экономическим рационализмом означает ведь, в сущности, не что иное, как применение жизненных правил, вообще предписывавшихся религией, к сфере хозяйственной жизни" [6. С.183]. "Какие бы причины ни повели самопроизвольно к образованию экономического рационализма, не может быть сомнений в том, что он нашел могучую поддержку в вероучении церкви, которая во всей жизни стремилась к тому же самому, что капиталистический дух должен был осуществить в хозяйственной жизни" [6. С.184].

Протестантизм стремился утвердиться в качестве религии человека, целиком отдавшегося своим "мирским" обязанностям и заботам. Взгляд на труд как на социально унизительное, хотя и практически необходимое занятие, которое должно быть уделом социальных низов, в протестантском богословие изменился на взгляд о труде как на достойном и славном средстве прославления и утверждения Бога через Его творение, которое еще более увеличивает человеческое благополучие. Не случайно те регионы Европы, которые приняли протестантизм, вскоре оказались экономически процветающими - таковым оказалось неожиданное следствие нового религиозного значения, придаваемого труду. М. Вебер в своих трудах возвеличивает мирской труд человека, рассматривая его как несение своего креста, как непосредственное служение Богу. Эта же основная тенденция протестантизма может быть прослежена и в его трактовке отношения человека к Богу, в понимании самой веры, в истолковании первородного греха. Жизнь человеческая в этом мире рассматривается как судьба, предначертанная Богом человеку. "Человек не смеет уклоняться от жизни "в мире" [4. С.43].

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Традиции, связанные с рождением
Сведения по данному вопросу имеются у М. Семёновой – к сожалению, в других работах их нет, но в то же время эта информация достаточно интересна, чтобы привести её здесь. «Изучение древних сказаний и, более того, наблюдения за жизнью различных племён, обитающих в труд ...

Апостольский век
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, ...