Теософия и антропософияСтраница 3
Мир астральный состоит из того же «вещества», из которого состоят чувствования и желания человека, его страсти. Мир духовный — из того же «вещества», из которого состоят человеческие мысли. Согласно антропософскому учению, человек распадается на несколько самостоятельных сущностей: физическое тело, астральное тело (нечто, что возвращает человека из состояния бесчувственного глубокого сна к состоянию мыслящей и действующей души), человеческого «я» Штейнер предлагает семиричное дробление человеческой природы: физическое тело, эфирное тело, астральное тело, я, дух в себе, дух жизни, духочеловек. Однако это дробление имеет в своей основе троичное восприятие человека. По Штейнеру, духом управляет закон перевоплощения (реинкарнация), телом — управляет закон наследственности, душой — созданная ею самой судьба (карма). Связь души и тела после смерти сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к земному бытию1. Развитие человеческих органов, функция которых состоит в общении с обитателями потустороннего мира, осуществляется посредством специально разработанной системы упражнений ума, воли, чувств, так сказать, особой психической гимнастики. Штейнер выстроил целую систему ступеней посвящения с обрядами инициаций наподобие масонских. Начальные ступени включают в себя выработку эвритмии, танцы, участие в театральных мистериях, автором которых был сам основатель учения. Для посвященных читались особые секретные курсы.
Основная цель антропософии состояла в том, чтобы привлечь юношество к «тайному учению», воспитать в нем способность к «духовному созерцанию», делающему прежде недоступные, сверхчувственные дали близкими и освоенными. В необычайно многогранной, кипучей и разносторонней теоретико-практической деятельности Штейнера огромное место отводилось педагогической проблематике. Именно со специфическим педагогическим воздействием Штейнер связывал будущность антропософского движения. Сам пророк антропософии обладал незаурядными педагогическими способностями, проявившимися блестящееще в годы его студенчества.
На русской почве антропософия со времени своего возникновения нашла сторонников в лице таких крупных фигур «серебряного века» как Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Василий Кандинский. Это свидетельствовало не только о размытости их индивидуально-личностного национального самосознания, но и о духовной болезни русской культуры в целом, пренебрегавшей заветами Святой Руси, Святого Православия. Самым ярким последователем Штейнера в России был Андрей Белый, в русской философии и в русском миросозерцании — характерный выразитель кризиса «рубежа», человек, в сознании которого отсутствовали все «привычно консервативные пласты духа и опыта — он был существом крылатым, но лишенным корней» (Ф. А. Степун).
Вместе с тем сущность антропософского учения была глубоко понята, философски проанализирована и обнародована представителями русского национально укорененного и духовно ответственного культурного слоя. В своей книге Э. Метнер пишет, что антропософия находится в противоречии с творческой философией, которая служит Премудрости, самоотверженно отыскивая истину, устремляясь к ней как к идеалу. Оккультизм же что-то сдвигает в жизни, в понятии о ней, в ее устроении в угоду найденной им истине1.
Другое по теме:
Конфуцианство
Конфуцианство – одна из национальных религий, возникшая в феодальном Китае на основе филосовско-этического учения Конфуция (в латинской транскрипции – Кун-цзы) путем сакрализации его учения, включающая почитание и культ его создателя, получившая там широкое распростра ...
Апостольский
век
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.
После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, ...