Теософия и антропософия
Страница 2

Материалы » Секты и антиценности » Теософия и антропософия

Главные истины теософии столь же невозможно совместить с апостольскими истинами, как истину воскресения во плоти и живого спасения во Христе с истиной мертвого (вне бытия) спасения в бесконечных циклах оккультного «самоусовершенствования .

Теософия реализует стремления падшего, обремененного грехом и не ведущего этой печальной истины человека завладеть сокрытым от него Творцом знанием.

Надо отметить, что религиозная широта взглядов в теософии на самом деле лишь тактический ход по отношению к христианству. Уравнивание себя в правах с христианством ведет к снижению Евангельского откровения до уровня — пусть по современному приготовленных — языческих учений и древних лжеучительных систем. Широкое распространение новоязыческих учений, к которым относится и теософия, после почти двухтысячелетнего господства христианской культуры свидетельствует о приближении апокалиптических времен.

Антропософия — антихристианское, оккультно-мистическое учение о человеке, разработанное немецким теософом Рудольфом Штейнером (1861 —1925).

Подобно своему близнецу и прямой родоначальнице, теософии, антропософия представляет собой течение индоевропейского мистицизма, эклектический конгломерат западных и восточных религиозно-оккультных учений. Антропософия как попытка демократизации теософии, ее рационализации и приспособления к интеллектуально-психологическому своеобразию западного и, в особенности, германского, духа является «протестантизированной индийской мудростью» и может быть определена как «теософия made in Germany»1.

Антропософия рассматривает человека как носителя «тайных» духовных сил, выявление которых строится в ней на «преодолении», «раскрепощении» традиционного Церковного христианского опыта, якобы не отвечающего мистическим запросам и интеллектуальным способностям, с которыми человечество подошло к 20 веку. Именуя себя «разумной теорией Вселенной», теософия осуществляет критический «пересмотр» всех религий, предлагая оккультную трактовку христианства («христософию») через реставрацию его основ, «заштампованных догматами с первых веков», как писал один из неистовых приверженцев этого учения А. Белый.

Антропософия провозглашает и проповедует не Божественную, а именно человеческую мудрость (греч. "ανυρωπος— человек, δοφια — мудрость) как выражение полноты всесторонне развитых познавательных способностей человеческой природы2. Наиболее характерная черта антропософии состоит в заигрывании с положительной наукой. Позитивистская тенденция, выразившаяся в стремлении сделать антропософию «точной» наукой, «высшим» синтезом науки и религии, наложила отпечаток на стиль сочинений самого Штейнера, в подавляющем большинстве сухих наукообразных трактатов.

Антропософское учение (или штейнерианство) возникло в эпоху глубокого религиозного кризиса западного мира, истощения его духовных и нравственных сил. Оно было порождено временем, окрашенным апокалиптическими, трагическими тонами общего умонастроения и мирочувствования, когда почва решительно уходила у всех из-под ног. Штейнерианство получило распространение в Германии накануне и после 1-ой мировой войны, найдя сторонников прежде всего в среде художественной интеллигенции.

Какова же сущность антропософского учения, проповедуемая его создателем и адептами? Согласно антропософскому учению, первопричиной бытия и основой материального мира является духовное начало — дух. Все предметы физического мира — более уплотненные образования, состоящие из духа и души (Animus и Anima)1. Этот дух антропософия трактует как комплекс сознательных духовных существ, деятельностью которых определяются все явления физического мира, постигаемые человеческими органами чувств. Человек может проникнуть в сущность сверхъестественного мира, пробудив в себе деятельность заложенных в его природе «тайных», скрытых органов чувств (духовных органов, аналогичных телесным, типа «огненных колес» и «цветов лотоса»). Сверхчувственное постижение различает несколько других миров, которые можно свести к двум: миру души (астральному) и миру духа (духовному).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Роль СМИ в формировании общественного мнения в отношении мусульман. Ислам в СМИ
Именно средства массовой информации влияют на массовое сознание, формируют стереотипы. К сожалению, в последнее время участились случаи нагнетания негативного отношения к исламу и его представителям в мировых СМИ. Большую озабоченность вызывает появление подобных тенд ...

Священные тексты
Говоря о священных текстах зороастрийцев, следует, прежде всего, упомянуть самый ранний и основной источник по религии древних персов – Авесту (“Знание”). Она представляет собой огром­ный сложный комплекс священных текстов, изначально передавав­шихся в устной форме; в ...