Ощущения
Страница 3

Неплюев Н.Н. порицает и сластолюбцев, которые ради чревоугодия изменяют Богу; они готовы позабыть не только братские права ближних, но и обобрать их и причинить им всякое зло. Постоянно напоминая важное значение воздержания в честной жизни по вере, Неплюев Н.Н. ссылаясь на Откровение в то же время в совершенно ясных и очень сильных выражениях порицает фарисейское разделение пищи на чистое и нечистое: «…все творение Божье чисто, и нечистым может быть только настроение свободного духа, не желающего единомыслия и единодушие с мудрым и любвеобильным Творцом»[371].

Неплюев Н.Н. порицает верующих, которые видят христианство в соблюдении буквы закона, которые не осуществляют истинной христианской жизни, основанную на любви: «Все, что не по вере, грех. Когда слепцы в вере, забыв в Кого веруют, букву соблюдения постов и праздников ставят выше животворящего духа вдохновения любви и боговедения, когда миллионы простых людей успокаиваются на строгом соблюдении буквы постов и праздников, воображая, что воздали Божье Богу, оставаясь грубыми, злыми невеждами в вере, порочными и грехолюбивыми, не умея ни думать, ни чувствовать, ни жить по вере, тогда становится вопросом для искреннего, сознательно верующего христианина, не составляет ли соблюдение постов опасного соблазна для ближнего? Не должно ли слова апостола по духу читать в настоящее время так: не буду поститься во веки, если пост соблазняет брата моего»[372].

Так Неплюев Н.Н. говорит о сладострастии и сластолюбии. Эти рассуждения он сводит к одной мысли о том, что нет ничего самого по себе нечистого, нет и свойств природы и духа человеческого самих по себе нечистых. Не чисто может быть только настроение свободного духа, его отношение к Богу, самому себе, внешнему миру и ближним. Для Неплюева Н.Н. разделение в человеке на чистое и нечистое – все это плоды фарисейской закваски: «Разделение творения Божьего, тела человеческого, свойств его духа, пищи, животных, мест и времени на чистое и нечистое и было основною чертою закваски фарисейской, переносящей центр тяжести от духа животворящего на букву мертвящую, от веры сознательной и живой любви на благочестивые упражнения, на продолжительность поста, на многочисленность устами произносимых молитв, на строгое соблюдение не духа, а буквы праздников, на изучение не духа, а буквы Писания»[373].

Однако нельзя отрицать уродство, которое укоренилось в человеке через грехопадение прародителей; человек не хочет грешить, но самостоятельно ничего не может с собой поделать и грешит. Именно эта нечистота приводит человека к смирению и к осознанию необходимости в жизни его благодати Божьей. В боговоплощении и воскресении Христа человек приобрел возможность вернуть свою природу в первозданное состояние и стать ангелом земным. Любовь, о которой говорит, Откровение и которую проповедует Неплюев Н.Н., необходимо сопрягать с источником благодати – с таинствами и жизнью Церкви.

Итак, Неплюев Н.Н. утверждает свою мысль о том, что человек есть чистый дух, которому присущи соответствующие свойства: любовь и разум, как высшие его свойства, а тело-плоть – это низшие свойства духа, которые объединяются под общим именем – ощущения. Эти ощущения должны занимать в человеке третье место и не обладать человеком, господствуя над любовью и разумом. Такова структура гармонии духа по Неплюеву Н.Н., где ощущения подчинены любви и разуму: «Сопоставим ясное, вполне определенное и даже неизбежное по логике веры во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца, исповедание Откровением общего закона о том, что все чисто со всем тем, что говорит Откровение о любви, о разуме, о духе и теле-плоти, мы легко поймем, что под словом дух Откровение понимает высшие свойства духа: любовь и разум, а под словами плоть-тело – низшие свойства духа, объединенные нами под словом ощущения; поймем и то, что для святой гармонии духа Откровение требует не самоистязания мрачного аскетизма, отрицающего само право на существование за ощущениями, а лишь того, чтобы ощущения занимали в жизни духа место третье, после любви и разума, не обладая человеком, не господствуя над любовью и разумом, а подчиняясь им»[374].

Неплюев Н.Н. утверждает, что именно эта гармония духа необходима для восстановления в падшем человеке образа и подобия Божьего, для восстановления единомыслия и единодушия творения и Творца.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Происхождение имени Заратустры
О происхождении имени Заратустры, как и о других аспектах его жизни, известно немного. Однако исследователи уделяют ему немало внимания, так как в споре о мифологичности или реальности Заратустры оно является весомым аргументом в пользу последнего. Однако прежде чем ...

Роль СМИ в формировании общественного мнения в отношении мусульман. Ислам в СМИ
Именно средства массовой информации влияют на массовое сознание, формируют стереотипы. К сожалению, в последнее время участились случаи нагнетания негативного отношения к исламу и его представителям в мировых СМИ. Большую озабоченность вызывает появление подобных тенд ...