ОщущенияСтраница 1
Доказав, что в Откровении есть указания на то, что в христианской гармонии духа необходимо отводить первое место любви, а второе разуму, Неплюев Н.Н. поставляет на третье место ощущения. Под ощущениями Николай Николаевич понимает остальные, после разума, свойства духа. Ощущения порождают жизненные явления – это чувствительность, сопряженная с ощущениями: «Откровение и в экономии жизни мира, и в христианской гармонии духа, и в жизни по вере отводит первое место любви, а второе разуму… всем остальным свойствам духа, их проявлениям и соответствующим жизненным явлениям оно, тем самым, отводит третье место, после любви и разума. …все эти остальные свойства духа и порождаемые их проявлением жизненные явления – ощущения (свойства духа) и чувствительность (их проявления)»[362].
Неплюев Н.Н. признает, что все ощущения, доступные человеку, имеют право на существование, что ни одно из них не может быть признано за зло и, как таковое, считаться постыдным или греховным, что для восстановления святой гармонии духа христианин должен не исправлять природу, Божье творение, а соблюдать в духе и жизни установленную Богом-Творцом гармонию, без которой невозможно ни единомыслие с высшим разумом мира, ни единодушие с высшею любовью.
Неплюев Н.Н. справедливо замечает, что при творении человека Господь не призывал на совет духа зла, не дал ему никакого участия при творении человека: «Все свойства нашего духа, осуществившаяся мысль и воля Творца, ни дьявол, ни само человечество не могли ничего ни прибавить, ни убавить в творении Божьем, потому что они не сильнее Бога и не могут победить Его»[363].
«Человечество не могло ничего ни прибавить, ни убавить в творении Божьем…», говорит Неплюев Н.Н., однако, что же тогда означало грехопадение прародителей? Не Бог попустил зло, но человек, воспользовавшись своим даром – свободой выбора, изменил собственную природу, собеседуя дьяволу. Неплюев Н.Н. считает, что человек утерял лишь некое единодушие, единомыслие с Творцом, что сам человек чист, в нем лишь дисгармония духа: «Все, сотворенное Богом, само по себе чисто и прекрасно и потому имеет право на существование. Разделять творение Божье на чистое и нечистое есть кощунство. Если не чиста органическая часть целого, то и целое не чисто и чистым быть не может. Если не чиста, постыдна, позорна какая-либо часть человеческого тела и тем более если не чисто, скверно, постыдно какое-либо свойство его духа, весь человек не чист, позорен и быть не может иным, вся его жизнь гнусна, скверна и позорна.
Только непоколебимая вера в то, что все творение Божье, весь человек со всеми свойствами духа своего и всеми органами тела своего чист и прекрасен, дает право на надежду, дает основание признавать свободу воли и ответственность человека, дает разумный смысл словам Откровения: Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш (Лев.19:2). Итак, все свято и чисто в творении Божьем, не чиста только дисгармония духа нашего, утерявшего единомыслие и единодушие с Творцом»[364].
Неплюев Н.Н. говорит о способности нашей воли, которая может, как отдалить от любви Божьей, так и приблизить: «Не нечиста, не греховна и самая свобода воли, хотя именно она и дала нам возможность уклониться от единомыслия с высшим разумом и единодушия с высшею любовью.
Та же свобода воли делает возможным вернуть утраченное и все исправить. Одна она делает нас способными стать причастниками высшего благо, для которого мы и созданы – любви Божьей. Без свободы воли мы лишены были бы всякого нравственного достоинства, и любовь Бога к нам не имела бы никакого разумного основания»[365].
Однако же вспомним слова апостола Павла в послании к Римлянам (7:14-20): «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Таким образом, апостол Павел говорит, что воли человеческой искалеченной грехом, не достаточно для того, чтобы обратить всего себя Богу. Необходима благодать, подающаяся через таинства церковные. Именно благодать есть руководительница нашей воли; человек же не способен самостоятельно перенаправить ее к постоянно положительному статусу.
Другое по теме:
Религия как символическая система. Ее
дифференциация и основные типы в истории (Р.Белла)
Кратко: Белла, опираясь на идеи Парсонса предложил пятиэтапную классификацию, основу которой составляет степень дифференциации системы религиозных символов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный этап. Определив религию как совокупность ...
Воскресение мертвых
По учению православной церкви в последний день, в который совершится славное пришествие Христово, последует воскресение мертвых и тождественное с ним по существу и действию изменение живых[301]. Эта мысль достаточно явно отражена, как в Ветхом (Иов. 19:25-27; 3 Цар.17 ...