Левиратный брак и халицаСтраница 13
Мудрецы переходят к обсуждению следующей мишны.
мишнa. Если невестка сняла обувь с ноги деверя и плюнула, но не произнесла формулы, ее халица действительна. Если она произнесла формулы и плюнула, но не снимала обувь, ее халица недействительна. Если она сняла обувь и произнесла формулы, но не плевала, ее халица, по мнению R. Eliezer, является недействительной; но R. Akiba заявил: ‘Ее халица действительна’.
Если невестка произнесла предписанные формулы, но не плевала и не снимала обувь, то в этом случае нет никакой халицы, то есть, разрешается даже левиратный брак.
Напомню читателю, что в начале халицы невестка произносит формулу: Отказывается деверь мой восстановить брату своему имя в Израиле, не хочет он жениться на мне! В конце халицы она восклицает: Так поступают с человеком, который не восстанавливает дома брата своего!
Пропуск действия (снимание обуви и плевание), но не этих формул, делает халицу недействительной. Эта мишна позволяет исполнять халицу немым.
Порядок действий не имеет значения, то есть, предшествовало ли снимание обуви плеванию или предшествовало ли плевание сниманию обуви, совершаемое действие действительно.
Abaye заявил: ‘Если, когда невестка плевала, ветер куда-то унес этот плевок, ее акт недействителен, то есть она как бы ничего не делала. Почему так? – Потому что в Торе указано, что она должна плюнуть в лицо деверя. Поэтому, если деверь был длинным, а она была короткой, и ветер унес её плевок, ее акт мудрецы считают осуществленным; однако, если она была длинной, а деверь был коротким, необходимо, чтобы плевок успел опустится до уровня лица деверя прежде, чем его унесет ветер.’ (Йебамот 106б).
Тут выступил Raba: ‘Если невестка ела чеснок, а затем плюнула или если она набрала в рот земли, а затем непроизвольно плевала вследствие неприятного вкуса во рту, ее акт недействителен, то есть она как бы ничего не делала. Почему так? - Потому что в соответствии с процедурой она должна плевать по ее собственной доброй воли, которая здесь не имеет место, ибо причиной ее ненамеренного или инстинктивного действия были чеснок или земля’.
Как судьи определяют, был ли плевок преднамеренным или невольным, к сожалению, в Талмуде не сказано. Наверное, верили невестке на слово, когда та, разрывая на себе одежды, кричала: ‘Я не знаю, как чеснок (или земля) оказался в моем рту; он такой противный, что я не удержалась и плюнула. Сейчас я прополощу рот и плюну [c удовольствием!] ещё раз, но уже чистой слюной’.
Много ещё чего любопытного есть в Талмуде по поводу халицы, но и этого вполне достаточно, чтобы ощутить аромат Талмуда.
Другое по теме:
Житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Истинно-чудное проявление христианской нравственной силы представляет собою страдание святых мучениц Софии и малолетних дочерей ее Веры, Надежды и Любови. С одной стороны поражает духовная зрелость детей, которые в таком раннем возрасте (старшей из них было 12 лет, а ...
Жизнь и деятельность Заратуштры
При исследовании фактов о жизни Заратуштры большинство исследователей опирается на данные зороастрийской традиции, а не на древнегреческие источники, сохранившиеся до наших дней. Почему они так поступают? Ответ на этот вопрос даёт Р.Фрай при рассмотрении времени жизни ...