Основная часть
Страница 3

Материалы » Джайнизм » Основная часть

Джайны почитают и этих богинь и других богинь индуизма – Сарасвати (богиню просвещения), Лакшми (богиню процветания) и т.д. У джайнов есть и свои 16 «богинь знаний». Поклоняются джайны также кастовым божествам и божествам – покровителям семьи.

Изображение всех этих святых и богов можно видеть в храмах (главным образом в храмах шветамбаров, которые восприняли больше элементов индуизма, чем дигамбары). Ортодоксы джайнизма стараются бороться с этим отклонениями от основ религии, но искоренить их невозможно, так как они очень давно вошли в джайнизм.

В храмах обоих сект почитают статуи тиртханкаров (исключая подсекту дигамбаров – таранапантхи и подсекту шветамбаров – стханакаваси).

У дигамбаров это простые, неубранные изображения обнаженного, прямостоящего или сидящего на скрещенных подвернутых ногах мужчины, тогда как у шветамбаров это часто статуи, окутанные тканью и убранные драгоценностями и золотом. Обычно их глаза делаются из драгоценных камней.

В ритуал почитания изображений входит много элементов, хотя и необязательно каждый раз выполнять их все. Молящийся при посредстве жреца храма брызгает воду и шафран на статую, водит перед ней тлеющими ароматными палочками – агарбатти, читает молитвы, кладет к статуе цветы, рис, плоды, сладости и т.д. Чаще всего ритуал почитания сводится к тому, что молящийся три раза обходит статую по часовой стрелке и читает краткую молитву: «Намо архантанам, намо сиддханам» («Слава архатам, слава сидхам»). Утренняя молитва у рядовых членов общины тоже очень кратка:»Да будут прощены грешные мысли, которые посетили меня ночью»13.

Важными религиозными заслугами считаются благотворительность и пожертвования на поддержание храмов.

Жрец храма ежедневно омывает статуи молоком, а в дни праздников – особым ароматным составом и убирает их цветами.

У подсект стханакаваси и таранапантхи есть молитвенные дома, где живут и монахи и где читаются их священные книги.

Джайны совершают паломничества к своим священным местам – туда, где, по поверью, родились, достигли просветления или умерли их тиртханкары.

Излюбленными местами паломничества являются следующие:

Бихар

1

Гор. Параснатх, возле которого расположена гора Самета, где, по преданию, Паршва и ряд других святых достигли нирваны. И на горе и вокруг нее находится множество Джайских храмов.

2

Гор. Папапури (или Павпури), где умер Махавира. Он расположен невдалеке от столицы штата, г. Панты. Здесь на озере, находится один из самых прославленных джайнских храмов.

3

Гор. Райджгер, , где, по рпеданию, родился 20-й тиртханкар. Около города находится скалистая гора, на которой джайские аскеты в течение многих веков совершали свое подвижничество на глазах у людей, приходивших на них смотреть.

4

Гор. Бхагальпур, где, родился 12-й тиртханкар.

Раджастхан

1

Гора Абу, на вершине которой расположен целый город великолепных храмов.

2

Деревня Ракхаб-Дев вблизи г.Удайпура. Здесь находится древний храм, посвященный первому тиртханкару – Ришабхе. Интересная черта местного культа – поклонение изваянию Ришабхи, сделанному из черного мрамора, не только джайнов, но и вишнуитов (рассматривающих изваяние как воплощение Вишну) и бхилов (называющих изваяние своим богом Кала-джи, т.е. Черным богом). Это является одним из красноречивых подтверждений предположения о древней, исконной связи джайнизма с культом Вишну-Кришны и с доарийскими.

3

Гор. Ранапур на западе штата, вблизи г. Джодхпура.

Гуджарат

1

Храмы на горе Шатрунджайя, вблизи г. Палитана.

2

Храмы на горе Гирнар,где по преданию, погрузился в нирвану 22-й тиртханкар Ариштанеми (или Неминатх). Он тоже изваян из черного мрамора.

Юг

1

Самым священным местом паломничества считается Шраванабельгола в штате Майсур. На горе Шраванабельгола расположены храмы Х – ХII вв., посвященные тиртханкарам Паршве и Неминатху, здесь же стоит гигантская статуя Гоматешвары, сына Ришабхи, высеченная из скалы14.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Разнообразие религий востока
I Конфуцианство (кит. трад. 儒學, упр. 儒学, пиньинь Rúxué, палл. жу сюэ, Chinese-RuXue(Confucianism).ogg (info)) — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию(551—479 до н.э.). В Китае это учение известно под имен ...

Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?
Как уже упоминалось во Введении, историчность личности Зороастра до сих пор является предметом многочисленных споров среди учёных. В самом деле, до нас дошли такие немногочисленные и противоречивые сведения о пророке, что доказать их достоверность, а, следовательно, ...