Основные направления индуизма: вишнуизм и шиваизм.
Вишнуизм.Страница 2
Вишнуитские общины были открыты для всех и отменяли кастовые запреты, но отмена соблюдалась лишь во время некоторых ритуальных церемоний. В целом же разобщённость и замкнутость общин уподобляла их кастам. С XVII в. вишнуитские общины стали превращаться в образования, где вера в личного Бога наложилась на общепринятый индуистский стандарт, образовав ещё один вариант вероучения в рамках, допускаемых традицией.
В период кризиса и распада Могольской империи различные направления бхакти легли в основу антимогольских выступлений. Позже, в религиозно-реформаторских течениях XIX в. получили дальнейшее развитие заложенные в бхакти реформаторские идеи.
Основная форма почитания божества у вишнуитов называется пуджа. Она может иметь как домашний, так и храмовый характер. Пуджа совершается обычно перед освящённым изображением божества. Она начинается с гимнов и жестов, приглашающих Вишну или его аватару. Затем изображению божества подносят воду для символического омовения и ароматические вещества, его украшают цветами, воскуривают благовония, раскачивают светильники и т. п. В качестве жертвоприношения подносят еду и цветы. Угодными Вишну и всему кругу божеств, с ним связанных, считаются листья и ветви деревца туласи. Из его древесины делают и вишнуитские чётки – туласи-мала. Деревцо туласи и само по себе является объектом почитания вишнуитов; ему совершают возлияния, читают молитвы и мантры, поют гимны, танцуют вокруг него. Равнозначным пудже считается исполнение прославляющих божество гимнов. Первостепенное значение придаётся джапе – повторению имени божества или соответствующей мантры (магического заклинания). Нередко джапа и сама по себе приравнивается к пудже.
Священными для вишнуитов являются чёрные камни – шалаграмы (аммониты, речная галька, окаменевшие ракушки); они считаются воплощениями самого Вишну.
Из вишнуитских храмов наиболее известны два храма – «Вишну на змее Шеше» в Тамилнаде и Керале. Бо́льшая часть вишнуитских храмов посвящена Кришне. Храмовые ритуалы, как праздничные, так и ежегодные, отличаются по всей стране большим разнообразием.
Общая численность сторонников вишнуизма около 500 млн. человек (примерно 70% всего индуистского населения Индии). Вишнуиты преобладают в большинстве индийских штатов (Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Андхра-Прадеш и др.).
Другое по теме:
«Книжники»
Придерживаясь традиционных взглядов классических мусульманских империй, османы не проявили никаких ассимиляторских намерений по отношению к другим народам и, в частности, никакого духа прозелитизма. Если и встречались случаи насильственного обращения в исламскую веру, ...
Заключение.
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал не только религиозные представления и философию, но и культуру, искусство, систему образования, — иными словами, высокоразвитую цивилизацию. По мнению одного известного исследователя, если попытаться о ...