Основные направления индуизма: вишнуизм и шиваизм.
Вишнуизм.Страница 1
Вишнуизм, одно из двух главных (наряду с шиваизмом) течений в индуизме, распространено главным образом в Северной Индии. Вишнуиты почитают Вишну как верховного всемогущего Бога.
Вишнуизм как самостоятельное направление в индуизме оформился примерно в V—VII вв. Его истоки возводят к Ведам, а иногда и к более архаичному протоиндийскому периоду. В Ведах Вишну – незначительное божество, один из соратников Индры в его демоноборческих подвигах. Его главное деяние – три шага, которыми он охватил всё мироздание. Это деяние обычно соотносится с солярностью Вишну или трактуется космогонически как установление тройственного пространства мира (земли, неба и промежуточного пространства).
В послеведийский период эволюция мифологического образа Вишну идёт по двум основным линиям: усиливается монотеистическое начало и происходит циклизация разнообразных мифов, складывающихся в единый мифоритуальный комплекс.
Начиная с брахманического периода роль Вишну возрастает. Он отождествляется с жертвоприношением как с одной из космогонических сил. В Упанишадах (завершающей части Вед) намечается связь Вишну с идеалом конечного освобождения от тягот бытия. Так произошёл переход к иной стадии в развитии вишнуизма, наиболее подробно отображённой в эпосе Махабхарата, где мифологический образ Вишну становится сложным и многоплановым, приобретая черты и качества популярных культов и становясь божеством общеиндийского масштаба. В сферу его культа втягиваются различные локальные божества и верования. Они становятся аватарами (воплощениями) Вишну.
В Бхагавата-пуране называются 24 аватары, из них наиболее популярны 10: в виде рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика, Парашурамы (легендарного брахмана-воителя), Рамы, Кришны, Будды и Калки. К VI в. представления об аватарах оформляются как целостная концепция. Главный смысловой мотив всех аватар – освобождение земли от груза грешников и поддержание праведников. Основы концепции аватар отражены в Бхагавад-гите – ключевом тексте индуизма. Аватары других богов рассматриваются в вишнуитских школах как бытийно вторичные, производные от монистического бога Вишну.
На рубеже новой эры складывается религиозная доктрина бхагаватизма, воплотившаяся наиболее выразительно в Бхагавад-гите. На смену безличному Абсолюту – началу и основе вселенной пришёл личностный Бог, к которому адепт испытывает всепоглощающую эмоциональную привязанность. Важной частью бхагаватизма стало почитание аватар, особенно Рамы и Кришны. Отождествлением Вишну и Кришны завершилось в основных чертах формирование собственно вишнуитской идеологии.
Эмоциональная преданность (бхакти) адепта Вишну и его основным аватарам получила культовое оформление и вылилась в самостоятельное направление в вишнуизме. Оно зародилось на дравидском юге в VIII–IX вв. и известно главным образом благодаря культовой поэзии 12 поэтов-альваров. Созданный ими грандиозный поэтический комплекс «Налайира тиввияп пирабандхам» («Божественные гимны из четырёх тысяч стихов») стал своеобразной «вишнуитской ведой». В их культовой поэзии содержится ряд теологических и философских идей. Многие храмовые ритуалы и праздники в Южной Индии до сих пор сопровождаются пением гимнов альваров.
Северное бхакти, зародившееся позже южного (примерно в XIV–XV вв.), в своей основе имело почитание двух аватар – Рамы и Кришны. Особенно значимым в последующей истории индуизма было влияние вишнуитского проповедника – гуру Рамануджи (XII в.). Его последователями были Рамананда и Кабир (XV в.). Вишнуитская традиция бхакти сохраняла и развивала представление о «явлении» божества своему адепту.
Поэт-мистик Кабир, считающий себя последователем Рамананды, основал секту кабир-пантхи. Как и все бхакты, он отрицал значение внешней обрядности: общение с божеством целиком вовлекалось в сферу эмоциональных переживаний, мистических озарений и т. п. По представлениям вишнуитов Бог дарует освобождение от уз сансары, откликаясь не на ритуальный жест, а на зов любящего и преданного сердца бхакта. Демонстрируя любовь и единение перед лицом божества, вишнуиты устраивали собрания, торжественные шествия, коллективные посещения храмов. Наиболее адекватной и угодной Богу формой проявления религиозного чувства считалась песня, гимн (киртаны и бхаджаны).
Другое по теме:
Четыре благородные истины
Благословенный говорил: «Это - истинные страдания, это истинные источники, это - истинные пресечения, это - истинные пути. Страдания следует познать, источники их - устранить, пресечение страданий - осуществить, пути к освобождению - пройти. Страдания следует познать ...
О богатом и Лазаре
Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки. Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон. Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссо ...