Структура религиоведения и религиозности
Страница 9

Материалы » Области и направления изучения религий » Структура религиоведения и религиозности

В материалистическом и эзотерическом религиоведении наиболее широко представлена точка зрения, согласно которой существование религии связыва­ется, прежде всего, с отношениями несвободы, зависимости, той областью человеческого существования, которая недоступна целенаправленному регулированию. Высказывается и обратное мнение: религия коренится в свободе и духовности человека, в его стремлении к Вы­сшему, к Абсолюту, к Идеалу. В первом случае имеются в виду отношения, обусловившие развитие языческой религии. В любой сформировавшейся религиозной системе человек может ощущать избавление от сковывающих обстоятельств, преодолевать огра­ниченность. Значимую роль в стимулировании религиозных процессов имеет социальное и иное отчуждение, при которых происходят: подмена отношений людей отношениями вещей, деперсонализация; аномия, отчуждение от ценностей, норм и ролей, социальная дезорганизация, конфликты; изоляция человека от человека. Внутренняя противоречивость мира отражены в языческих и, особенно, в так называемых новейших (Новый век) религиях.

Религиозные языческие персонажи и мифы об их взаимосвязях, представляя от­чуждение человека в социальных областях, сами как бы объективируются и проявляются во взаимоотношениях между людьми. Характерным примером является современное увлечение виртуальным компьютерным миром, наркотиками и психотропными веществами, оккультизмом и магизмом.

Любая религия не замкнута только на себя, она создает свою модель мира – образ человека, природы, общества. Языческие и так называемые новейшие религии, прежде всего, отражают те стороны многообразной действительности, которые обуславливают несвободу и зависимость людей. Они как бы покоряют царящие над людьми силы и отношения, закрепляют результаты в сознании, традициях, нормах, ор­ганизационных «матрицах».

Религии, как ранее отмечалось, всегда живут двойной жизнью – внутренней сакральной и внешней – как один из социальных институтов. Во втором случае они играют весьма значительную роль в жизни общества. Фактически, после семьи, религии и религиозные объединения являются важнейшим фактором социализации, зависящим от специфики стран, этносов и вероучений. При выявлении религиозных явлений в правоохранительных целях важно помнить, что религиозная социализация влияет как на верующих, так и на близких им людей.

Кроме того, многим религиозным объединениям свойственны миссионерство и прозелитизм, последний характерен для деструктивных культов.

Религиозные объединения используют в разной мере практически все механизмы социализации

. Например, в Русской Православной Церкви наиболее активно применяются традиционный и институциональный механизмы. В христианских и псевдохристианских сектах обычны институциональный и стилизованный, а в восточных и неовосточных культах – институциональный и рефлексивный. В ходе социализации члены религиозных объединений выполняют ряд функций, знание которых облегчает обнаружение религиозности, в том числе и при следственных действиях.

Ценностно-ориентационная функция

состоит в том, что у людей формируется определенная система верований, взглядов и ценностей. Это достигается, прежде всего, в религиозном служении и просвещении. Регулятивная функция

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Таинство священства
В этой главе мы рассмотрим сущность церкви, специфику церковного священства. Также рассмотрим образование церковной иерархии, ритуал избрания церковной иерархии, а так же основные церковные саны. ...

Этногенез и этническая история
Впервые предки коми (древнепермская этнолингвистическая общность) обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы. Позднее происходит распространение древних пермян на север, в Прикамье. В I тыс. до. н. э. (железный век) на тер ...