Структура религиоведения и религиозностиСтраница 7
Известны три формы мифотворчества: в первой утверждается, что существует то, чего на самом деле нет, а во второй, наоборот, считается кажущимся то, что на самом деле существует. Третья форма мифотворчества появилась и активно используется в религиях в связи с объективной потребностью словесного описания реально существующих иррациональных духовных явлений.
Значительное место в мифологическом сознании занимают двойные контрасты типа: «небо – земля», «свет – тьма», «правое – левое», «мужское – женское», «жизнь – смерть», «добро – зло» и пр. Системы мифов в языческих религиях многообразны и строятся на повествованиях о том, «почему», «откуда», «каким образом», «для чего» что-либо возникло. Наиболее распространены легенды о возникновении вселенной (космогонические мифы), о происхождении богов (теогонические), солнца, луны, звезд (астрогонические), человека (антропогонические), рода и его институтов (этногонические), сказания о конце мира, о всеобщем потопе, о душе, о героях, календарные, близнечные мифы и др.
В первобытном мифологическом мире возникали и развивались разные языческие верования и связанные с ними ритуалы. Материалистическое религиоведение приписывает им образование некоей своеобразной проторелигии. К числу этих верований относят фетишизм, тотемизм, аниматизм, анимизм и др. Однако концепция «проторелигии», имея определенные основания, тем не менее, не учитывает таких важнейших для религий духовных феноменов, как преемственность и законность.
В современном обществе мифотворчество по-прежнему сильно развито, приобретая новые и даже иногда примитивные формы (вспомним, хотя бы, нынешний бум астрологии и празднований по восточным календарям в России). Зачастую мнения обыденного светского сознания о религиях, вере, науке, политике, духовности и т.п. представляют собой откровенные мифы, причем весьма скудоумные и несоответствующие действительности. Активно для целенаправленного воздействия на массы применяет мифотворчество социальная психология.
В ходе социального развития ослабляется традиционная мифологичность сознания, человек противопоставляется природе, индивидуальное начало берет верх над коллективным, расчленяются образ и предмет, субъективное и объективное и т.д. Язык теряет метафоричность и духовную емкость, миф перестает быть универсальным способом трактовки действительности. Вместо первичной монотеистической религии и синкретической мифологии появляются языческие религии с их противоречивыми взглядами на мораль и мир, одновременно формируются и самоосознаются политика, право и наука. Мифы способствуют развитию слухов и обычаев, эпоса и сказки, впитываются языческими религиями, искусством и т.д. Но сам по себе миф исчезнуть никогда не может. Хотя бы потому, что каждый человек в своей жизни постоянно сталкивается с массой непонятных и непостижимых явлений, хочет думать и рассказывать о них, познавать их. Мифология сохраняется в обществе, во всех формах общественного сознания, даже в науке (одна из форм научной мифологии – аксиоматика), но, в особенности, на обыденном уровне.
Исследователям известны тысячи религий, хотя и имеющих некоторые схожие черты, однако, весьма различающихся между собой по коренным признакам духовности, обрядов, мистики и учений. Кроме того, у разных народов неодинаковы внутренние языки религий. Это затрудняет для светских ученых поиск собственно религиозных явлений, очищенных от этнокультурных и этнопсихологических напластований. При раскрытии и расследовании преступлений, совершенных по религиозным мотивам, возникают схожие проблемы.
Другое по теме:
Основные положения и священные книги индуизма
В вероучении индуизма можно выделить четыре основных положения:
1. о священных книгах,
2. о сверхъестественных существах,
3. о душе,
4. о загробной жизни.
В индуизме в качестве священных почитается большое количество книг-томов. Точная цифра неизвестна, но во ...
Каковы основные положения вероучения протестантов?
Единственным и исключительным источником вероучения явлется Священное Писание. Библия должна переводиться на местые языки. Самотоятельное чтение и толкование библии – обязанность аждого верующего. Авторитет придания в вопросах веры отрицается.
Согласно основоположник ...