О происхождении общегреческого пантеонаСтраница 4
Земледельческие божества
Некоторые из греческих богов, хотя, Земледельческие может быть, и древнего происхождения, заняли важное место в культе сравнительно поздно. Это касается особенно божеств земледелия - Деметры, Коры, Диониса. В Микенских надписях они не встречаются, за сомнительными исключениями. В гомеровских поэмах упоминаются вскользь. Видимо, в гомеровскую эпоху с ее преобладающим скотоводческим бытом связанные с земледелием божества еще не имели большого значения. Они выдвинулись на видное место в классическую эпоху с развитием земледельческого хозяйства.
Дионис, бог-покровитель виноградарства и виноделия, фракийско-фригийского происхождения, вошел в греческий культ лишь с VII-VI вв. до н.э. Распространению культа Диониса содействовали тираны Периандр Коринфский, Клисфен Сикионский, Писистрат Афинский: опираясь на народные массы, тираны, очевидно, хотели противопоставить этот сельский демократический культ аристократическому почитанию героев.
Богиня плодородия Деметра с ее дочерью Персефоной (Корой), олицетворением хлебных злаков, - чисто греческие божества. Важнейшим очагом их культа был Элевсин, приобретший столь широкую известность. Другими центрами почитания Деметры и Персефоны были Келеи около Флиунта, Гермиона (где богиня плодородия называлась просто Хтонией), Лерна, Мисейон близ Пеллены (в Ахайе - культ Деметры Мисии), Фенеи и другие общины Аркадии. Очевидно, в данном случае тоже имело место поглощение культа местных женских божеств плодородия широко распространившимся культом Деметры Элевсинской.
Прочие боги, титаны и др.
Великие подземные боги Аид и Геката не имели общегреческого публичного культа, зато занимали видное место в черной магии. Возможно, однако, что и эти божества, прежде чем закрепиться в общегреческой мифологии в качестве владык подземного царства, владык смерти, были местными божествами-покровителями: специальный культ Аида существовал в Элиде, культ Гекаты - на острове Эгине.
Особое место в греческой религии занимали великие боги "старшего поколения" - Кронос, Рея и титаны. Уже давно и, по-видимому, справедливо замечено (Майер, Узе-нер, Леманн, Поленц и др.), что в мифе о свержении Кроноса его сыном Зевсом и победе последнего над титанами отразилась смена культов: греки-пришельцы, почитатели Зевса, принесли с собой культ этого нового бога, который вытеснил древнее пеласгическое божество (Кроноса), так же как новые женские божества вытеснили Рею, вероятно древнюю критскую богиню плодородия. В Элиде долго сохранялся, видимо, очень древний культ Кроноса на горе Кронии, откуда, может быть, произошло и самое имя бога. Оттеснив Кроноса, Зевс отчасти мифологически слился с ним: гомеровский эпитет Зевса - Кронион указывает на то, что эти два образа - Зевс и Кронос - могли смутно осознаваться и как один.
Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактные образы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий. Таков, например, Плутос (Плутон). Имя его означает богатство, изобилие. Интересна эволюция образа этого бога. По правдоподобному предположению Нильсона, Плутос - непосредственное олицетворение богатства; но так как главное богатство земледельца - зерно Держали обычно в подземных хранилищах, ямах или погребах, то Плутосу (Плутону) нетрудно было превратиться в бога подземного мира, причем он слился с олицетворением преисподней Аидом (Гадесом). Еще более отвлеченный характер носят такие божества, как Немезида - богиня возмездия, Фемида - богиня правосудия, Мойра - богиня судьбы, Ника - богиня победы и пр. Это искусственно созданные олицетворения, самые имена которых составляют лишь нарицательные обозначения соответствующих понятий. Особенно значительную роль в религии греков играла идея судьбы, властвующей не только над людьми, но и над богами. Эта идея отразилась и у Гомера и у трагиков. Но мотив непреоборимой судьбы представляет собой скорее не народное поверье, а философско-мифологическую спекуляцию родоплеменной аристократии, отражавшую ее взгляды в период разрушения отжившего родового строя и падения старых устоев.
Другое по теме:
Тхеравадское и махаянское направление буддизма
Тхеравада
исповедует каноническое учение Будды, согласно которому спасение в соответствии с “четырьмя великими истинами” зависит от дел самого человека, а целью его существования является достижение нирваны.
Махаяна
же обожествляет Будду, претендуя на то, что Будда ...
Мораль.
В отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей),сводившийся к следующему:
1.Воздерживайся от убийства.
2.Воздерживайся от воровства.
3.Воздерживайся от блуда.
4.Воздерживайся от лжи.
5.Воздерживайся от возбуждающих ...