О происхождении общегреческого пантеонаСтраница 3
Асклепий, Пан, Афродита, Арес
Более прост образ бога-целителя Асклепия, сложившийся на чисто греческой почве, ото было вначале местное божество - покровитель Эпидавра, но впоследствии оно сделалось одним из самых известных в Греции: во II в. н.э. в разных областях Греции было не менее 38 храмов Асклепия - почти столько же, сколько храмов Зевса.
Таким же местным божеством!, аркадским по происхождению, был бог пастухов Пан.
Напротив, чисто восточного происхождения была богиня Афродита. В микенскую эпоху нет никаких следов имени этой богини. По Гомеру, она сражалась на стороне троянцев против ахейцев. Имя ее - эпитет, связанный с мифом о ее рождении из морской пены. Другое ее имя - Киприда - указывает на древний центр ее культа - остров Кипр. Мифологическая связь с чисто азиатским (семитическим) богом Адонисом лишний раз подтверждает, что перед нами малоазиатское женское божество плодородия. У греков Афродита превратилась в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности - результат гуманизирующей тенденции, характерной для Греции классического периода. Мифология сделала из Афродиты мать Эрота - юного бога - олицетворения любви. Фракийский бог Арес, позаимствованный еще в гомеровскую эпоху (в "Илиаде" он тоже враждебен ахейцам), превратился у греков в неистового бога войны.
Гефест, Гестия, Гермес
Особую группу составляли боги, образы которых были непосредственным олицетворением явлений культурной жизни людей, хотя некоторые из этих богов тоже впитали в себя и элементы местных культов. Таков Гефест - олицетворение земного огня и кузнечного ремесла. Возможно, что вначале он тоже был местным божеством - на острове Лемносе или в Ликии. В самой Греции культ его не был распространен, хотя в мифологии образ этого хромого бога занимал видное место. Гестия - тоже олицетворение огня, только домашнего, божество семейного очага. Гермес - несомненно олицетворение гермы - каменной кучи или каменно-столба, служивших в Греции дорожными метками; его и изображали обычно в виде каменной стелы с человеческой головой. В качестве покровителя дорог и путников Гермес стал божеством торговли, а в мифологии - "вестником богов" и "проводником душ" (результат мифологических спекуляций еще в гомеровское время). В образ Гермеса влились, впрочем, и элементы местных культов. В качестве примера назовем культ пелопонесского бога скотоводства.
Зевс
Образ Зевса - верховного бога олимпийского сонма, "отца богов и людей" - наиболее сложен. В нем, несомненно, тоже слились черты разных местных божеств. Существовало несколько различных центров культа Зевса, к которым были приурочены и разные циклы мифов о нем; главными были Крит и Фессалия. Мифы о рождении Зевса на острове Крите, мифы, связанные с древним местным культом пещер, наличие "гробницы Зевса" на том же Крите - все это приводит к выводу, что в образ Зевса влилось древнее критское божество, символом которого, видимо, был двойной топор минойской эпохи. С другой стороны, несомненно и наличие "материкового" греческого компонента, который, очевидно, и составил основное ядро образа Зевса; это древнее фессалийское божество дождя и плодородия. Дождевые тучи, орошавшие поля Фессалии, шли со снежного Олимпа, и местные пастухи и земледельцы привыкли видеть в этой величественной горе местопребывание своего главного бога. Фессалия же была прародиной ряда греческих племен. Расселение их из Фессалии по всей Греции имело своим последствием столь же широкое распространение культа Зевса и превращение этого божества, слившегося постепенно с крито-микенским богом грозы, в верховного бога общеэллинского пантеона, в главу олимпийского сообщества богов. Имена многочисленных местных богов-покровителей, влившихся в образ Зевса, сохранились, как мы уже знаем, в виде его эпитетов. Количество таких эпитетов превышает 50, из них многие указывают на отдельные функции этого бога (Зевс Хтоний - Подземный, то есть податель плодородия, Геркей - защитник оград, Ксений - покровитель чужеземцев, Гиетий - дожденосный, Лехеат - родильник, Плусий - богатый, Мойрагет - предводитель судеб и пр); другие имеют географическое значение и указывают на местные центры культа Зевса (Олимпийский, Имитский, Немейский, Итомский, Ларисейский и др.). Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев и т.п.). Но это еще не дает нам права видеть в культе Зевса - как это делала старая мифологическая школа - наследие древней общеиндоевропейской эпохи: ведь и к богам разного происхождения вполне могли прилагаться у родственных по языку народов сходные эпитеты.
Другое по теме:
Зороастрийский календарь
Существует 3 календаря, используемых сегодня зороастрийцами — Фасли, Шахеншахи и Кадими. Наиболее древним из них является календарь Фасли. Согласно нему, год начинается с дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта) и состоит из 12 месяцев, по 30 дней каждый. Последн ...
Религиозные объединения в Ростовской области
Для того, чтобы представление о конфессии было наиболее полным, необходимо познакомиться с религиозными объединениями в Ростовской области. Так, в Ростовской области действует 472 зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации 33 вероисповеданий, 15 мисс ...