Луиджи Джуссани и его "Религиозное чувство"Страница 2
Приведу небольшой фрагмент из труда философа:
"Наша природа — это потребность в истине и завершенности, то есть в счастье. Любое устремление человека, чтобы он не делал, продиктовано этой крайней необходимостью, которая его образует. Но, достигнув крайних пределов собственного жизненного опыта, она еще не находит того, что она искала; у последней границы ее территории жизни эта крайняя необходимость еще ничего не нашла. И видимая стена смерти легко подтверждает справедливость этого замечания".
В Российском государственном гуманитарном университете 1 марта 2001г. прошла презентация книги Луиджи Джуссани "Религиозное чувство". Ее представили академик Сергей Аверинцев, ректор РГГУ Юрий Афанасьев, поэт Ольга Седакова и профессор Миланского университета Джанкарло Чезана.
Чтобы лучше понять содержание, воспитательную цель и способ изложения книги "Религиозное чувство", необходимо хотя бы немного знать о личности ее автора - священника Луиджи Джуссани. Он родился в Италии в городе Дезио в 1922 г. Церковное движение "Comunione e Liberazione" ("Общность и освобождение"), основанное Джуссани, восходит к началу 50-х годов, когда молодой преподаватель теологического факультета Миланского университета решает оставить академические богословские занятия, чтобы полностью посвятить себя студентам. Во второй половине 50-х годов это движение состояло в основном из миланских старшеклассников. Сейчас оно охватывает более пятидесяти стран и продолжает распространяться. Не формальный стратегический план, а живое слово, встречи и общение людей позволили движению стать в столь короткие сроки массовым.
В речи, посвященной его тридцатилетию, в 1984 г. Папа Иоанн Павел II напутствовал движение "идти по всему миру". Одновременно со своим географическим распространением движение обретало и внутреннюю зрелость. Его члены активно участвуют в культурной, социальной жизни и в делах милосердия. Луиджи Джуссани всегда заботился о том, чтобы движение не превратилось в нечто формальное. Им написано множество статей, ставших во многом ориентирами для дальнейшей жизни и деятельности "Comunione e Liberazione". Эти тексты не были написаны в тиши кабинета как философские или теологические исследования. Они отразили действительный церковный опыт, который, с одной стороны, старается вжиться в истинную католическую традицию, а с другой - ответить на вызовы современной культурной и социальной жизни.
Книга родилась из конспектов старшеклассников миланских школ, которым священник старался представить христианскую весть в терминах, понятных молодежи, все более секуляризующейся, колеблющейся между отказом от христианства и его формальным приятием. Сила идеи этой книги состоит в том, что христианская весть, или лучше сказать, личность Христа - это адекватный ответ на ту жажду истины и справедливости, счастья и любви, которая характеризует "сердце" (понимаемое как пробуждающаяся внутри человека устремленность к реальности, к воплощению в ней идеального образа) человека всех времен.
С этой точки зрения книга описывает как бы только первый шаг того пути, о котором рассказывается в двух других книгах, где речь идет о пришествии Христа ("У истоков христианского вызова"), и о том, как оно остается в истории через Его Тело ("Зачем существует Церковь?").
"Религиозное чувство" включает в себя три фундаментальные методологические предпосылки (важные не только для этого первого шага "пути", но и для последующих): реализм (то есть превосходство реальности над предвзятыми мнениями и идеями), разумность (утверждение способности человеческого разума к осознанию реальности в совокупности всех ее факторов, включая потребность в смысле), нравственность процесса познания, роль чувства в рациональном восприятии.
После рассмотрения "природы" религиозного чувства человека, которая по своей сути является потребностью в истине и счастье, Луиджи Джуссани анализирует основные случаи его умаления. Затем автор переходит к анализу того, каким образом вопросы, присущие религиозному чувству (В чем смысл жизни? Кто я? Откуда я пришел и куда иду?), пробуждаются в человеке. Он описывает явления реальности, как "знаки", которые отсылают нас к иному, к неведомому, к истоку. Автор доказывает необходимость свободы внутри этой реальности и необходимость ее воспитания.
Другое по теме:
Отвержение церковного
предания и авторитета
Протестантизм был реакцией верующих на злоупотребления Римской церкви, которые выразились в претензиях священнослужителей к истинному пониманию Слова Божьего и интерпретации Священного Писания и включение этих суждений в состав Священного Предания.
Представителями Ре ...
Формирование ценностной ориентации в зависимости от места работы
В нашем обществе профессиональная система играет ведущую роль, как для определения статусных групп, так и для определения уровня доходов. Во многих отношениях именно профессиональная принадлежность главы семьи позволяет определить престиж и социальный статус семьи. Ка ...