Практическая частьСтраница 2
IV. У древних славян - наших предков - в качестве материала для письма использовалась береста (березовая кора).
Учитель иллюстрирует сказанное.
Но своей определенной азбуки они не имели, их письмена были в виде рисунков и зарубок на дереве. Когда же славяне крестились, то стали записывать свою речь римскими и греческими буквами, но ни греческий, ни латинский алфавит не был пригоден для передачи многих звуков славянской речи.
И вот как раз в это время в Греции родились братья Константин и Мефодий. Они получили очень хорошее образование и еще с детства познакомились с языком и обычаями славян.
Много раз, уже будучи взрослым, Константин (Кирилл) проповедовал христианство в разных странах. Так он вместе с Мефодием отправляется в Моравию (территория современной Чехии).
И братья идут туда, чтобы перевести на славянский язык Евангелие, Апостол и другие богослужебные книги.
Славяне имели свой язык, свою устную речь, но единого письменного языка на Руси не было.
Кирилл и Мефодий и явились создателями такого языка.
Наши русский, украинский языки выросли из славянского.
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг,
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье -
Церковнославянский язык.
Виктор Афанасьев.
Нет, он от века не отстал.
Здесь, что не слово, - то кристалл.
Да что там слово - буквы в нем
Горят божественным огнем!
Сравни слова "уста" и "рот",
Постой у "врат" и у "ворот"…
Нет, не язык отстал от века,
А век - с паденьем человека!
Евгений Санин (14).
V. Давайте посмотрим на буквы старославянского алфавита и найдем знакомые нам. (15, 17).
Дети называют.
Задание: ребятам раздаются карточки с церковнославянским текстом (краткие молитвы, известные из богослужения стихи из псалмов и др.) и предлагается найти незнакомые буквы и выписать их столбиком на отдельном листе. (11, 12, 13, 16).
Выписывая в столбик буквы, дети пытаются понять, как же она звучит, учитель помогает, выписывает на доске буквы и их транскрипции, группируя их по звучанию. Правила чтения.
Карточки оформляются таким образом, чтобы транскрипция была написана на обороте. Буква вначале пишется карандашом, а затем обводится фломастерами или маркерами.
Дети поочередно показывают классу карточки и спрашивают, как читаются буквы.
Задание. "Напиши новые буквы по памяти".
Со столов убираются все карточки, листки, раздаю детям новые листки, на которых они в столбик записывают по памяти новые буквы. Затем прономеруют их и тот, у кого их оказалось меньше всех, называет свои буквы, а учитель их записывает, затем другие ученики дополняют, пока все буквы, отличные от русских, не будут названы (возможно, что некоторые буквы учителю придется напомнить ученикам).
Задание: "Читаем церковнославянские слова".
Показываю классу слова на карточках, дети читают хором. (В каждом слове есть1-2 буквы, отличные от русских) (18).
VI. Творческая работа: делаем плакат "Чтение церковнославянских букв".
На небольших листках каждый из ребят рисует заданную ему букву церковнославянского алфавита. Затем все буквы наклеиваются на большой лист и подписывается их транскрипция. Получилось настоящее наглядное пособие, которое нам поможет в дальнейших занятиях. (Если детей не много, то такой плакат можно составить на протяжении нескольких уроков).
VII. Вот, ребята, мы и познакомились сегодня с церковнославянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в IX веке. Они перевели на славянский язык все основные богослужебные книги: Псалтирь, Евангелие и др…
Д ∕ з: поискать дома славянский текст (на иконах, в молитвослове) и выписать несколько слов в тетрадь.
Завершение урока.
Молитва.
Этапы урока.
I. Организационный момент применяю для вхождения в контакт с учениками, создания атмосферы доверия, симпатии.
II. Момент удивления. Актуализируем внимание и наличие знаний у учеников, подводим их к теме урока.
III. Рассказ учителя, подводящий учеников к теме урока. Игра используется для раскрепощения, сближения, требует внимания, сообразительности и напряжения сил.
IV. Раскрытие темы урока. Во время рассказа следим за вниманием учеников, дать материала ровно столько, чтобы не потерять интерес детей.
V. Задания и игры используем для закрепления темы урока - эмоционального и интеллектуального.
VI. Творческая работа. Используем для реализации творческой, эмоциональной, интеллектуальной активности детей.
Другое по теме:
Вывод
Рассмотренные формы доклассовой религии обнаруживают генетическую связь друг с другом и в ходе развития переплетаются между собой самым различным образом. Многие из религиозных форм оказываются весьма устойчивыми и удерживаются, подвергаясь различным видоизменениям. ...
Направление в раннем Исламе
Уже в первое столетие существования ислама в нем возник ряд сектантских направлений. В их числе было одно ответвление, которое по числу приверженцев и по влиянию на ход истории соответствующих народов соизмеримо с основной линией ислама - суннитской: имеется в виду ши ...