Раскол в мусульманстве

Материалы » История развития религии » Раскол в мусульманстве

Что касается великого раскола, разделившего последователей ислама еще во второй половине 7 века на суннитов или правоверных мусульман и шиитов или магометанских протестантов, то этому способствовала смута, возникшая в мусульманском мире по вопросу о наследии Магомета.

Приемники пророка соединяли в своем лице и духовную и светскую высшую власть, они назывались калифами или наместниками Божьими.

В числе претендентов был Али, муж дочери Магомета - Фатимы, который вследствие различных интриг долго устранялся от халифата. После упорной борьбы, окончившейся убийством третьего из приемников пророка, Османа, халифат перешел к Али. Его приверженец Альсода-Сабай начал с того, что провозгласил Али и его потомков единственными законными наследниками Магомета, а затем вообще объявил Али богом. Как правоверный мусульманин, Али остался недоволен этим и выслал Альсода-Сабая, а некоторых его последователей казнил.

Когда Али в свою очередь был убит, и халифат перешел к одному из его соперников, Альсода - Сабай объявил, что Али не мог умереть, ибо в нем заключалась частица Божества, что в один прекрасный день он вторично сойдет на землю и установит на ней царство справедливости. Так получил свое начало шиитизм, основным догматом которого стало почитание Али и его потомков и ожидание его второго пришествия.

Шиитизм утвердился главным образом в Персии. Борьба за права династии Али стала на востоке источником кровавой смуты на долгие времена.

Учение шиитов значительно уклонилось от строгой определенности и незыблемости ислама, установленной Магометом. «Един Бог и Магомет Его пророк», после которого уже не будет пророков - этот коренной догмат ислама был отброшен шиитами.

Естественным результатом такого раскола было возникновение многочисленных мусульманских сект, которые принесли мусульманскому миру больше бедствий, чем гностические ереси принесли христианской Церкви.


Другое по теме:

Экономическое положение церкви в XIX – начале XX вв.
Тенденции охлаждения народа к православию следует искать не только в политическом положении Церкви в конце XIX – начале XX вв., но и в ее экономическом положении. Воздавая похвалу первоначальным монастырям глубокой древности за их трудолюбие, Петр I, в указе от 31 ян ...

Московский кружок ревнителей благочестия
С воцарением Алексея Михайловича, при московском дворе возник небольшой, но влиятельный кружок ревнителей благочестия. Душой кружка был протопоп Стефан Вонифатьев, царский духовник, поклонник киевских ученых и убежденный грекофил, человек выдающийся по своему уму, выс ...