Репрессии второго столетия
Страница 1

Материалы » Гонения на церкви в ранний период » Репрессии второго столетия

С 98 по 117 годы Римской империей правил император Траян. Иллюстрацией проводимой им политикой в отношении христиан является известная переписка между ним и губернатором Зифинии Плинием Младшим. Плиний Младший спрашивал инструкций относительно способа обращения к христианам, поскольку, как указывал он, чувствуется в их поведении что-то ненормальное, противоречащее римским понятиям о гражданских отношениях. («Письма», Х, ). С его точки зрения, эти фанатики, которые собираются в определенные дни «петь гимны Христу, как если бы он был бог», заслуживают скорее презрения, чем наказания; но их образ жизни вызывает неприязнь и гнев народа и наносит ущерб местному хозяйству. Храмы пустуют, и рынок от этого страдает, поскольку сокращается продажа жертвенных животных. Что делать?

Сам Плиний Младший говорил, что сначала он спрашивает у людей, являются ли они на самом деле христианами или нет, и если они отвечают утвердительно, то спрашивает у них об этом еще раз. Если они и во второй раз подтверждают это, то им выносится смертный приговор. В результате такой политики к нему стало поступать большое количество анонимных доносов о якобы христианах.1

Ответ Траяна противоречив. Не следует прислушиваться к доносам, особенно анонимным, «поскольку это дает самый дурной пример», и допускать настоящую охоту на христиан; но если администратор терпит неудачу в попытке призвать христиан публично совершать «обряды почитания наших божеств», они должны нести наказание.2

Эта переписка свидетельствует, что гонения на христиан продолжались, и они за свою веру подвергались наказанию, только если информация поступала из достоверного источника, и если сами верующие отказывались отступиться от своей веры. Но в любом случае не делалось попыток проводить какие-либо поиски христиан. Такие «полурепрессии», без сомнения повлекли за собой немало казней; и все же благодаря послаблениям очень многие христиане того времени смогли сохранить жизнь.

Не очень отличается от этих инструкций рескрипт, направленный Адрианом (117-132) проконсулу Азии в 125 году по поводу судов над христианами. Из текста, сохраненного Юстином: не следует давать ход всем доносам, но если получается, что обвиняемые действовали против закона, следует покарать их, как того требует тяжесть преступления.

В течении всего ІІ века, и особенно в период так называемых императоров-реформаторов и философов, таких как Антоний Пий и Марк Аврелий, в жестоких гонениях нет недостатка.

О них говорят письма общины в Смирне о муках, которым был подвергнут восьмидесятилетний эпископ Поликарп в 155 г., послание верующих Лиона в 177 г., которое рассказывает о римском легате, осудившем одного гражданина на растерзание зверями, а не на отсечение головы.

Верно, что речь идет об эпизодических вмешательствах местных властей и выступлениях грозной разъяренной толпы. Но в процессе общего объединения провинций в результате концентрации богатства и государственной власти в руках ограниченного количества чиновников и подрядчиков возникали условия для поисков козла отпущения среди малопопулярных элементов, чтобы возложить на них ответственность за все зло, за военные поражения от рук «варваров», за страдания и неустойчивость положения населения.

Уже во ІІ веке н.э. идеологи христианства предпринимают усилия договориться с властями Рима. В сочинениях, адресованных представителям власти – римским императорам, наместникам – христианские авторитеты убеждают их в лояльности приверженцев новой религии. Христианские апологеты вовсе не просили прощения за свою веру. Они просто пытались законным путем оправдать и защитить свою веру, объяснить всем сои действия. У них была двоякая цель: с одной стороны, они пытались ответить на ложные слухи и сплетни, которые постоянно окружали их и христианскую веру, с другой, они хотели донести до возможно большего числа людей правду о христианстве и разъяснить основополагающее учение. Апологеты не были теологами, они были просто людьми мыслящими.

Первым действительно крупным апологетом был Иустин Философ (он получил философское образование). Его первая Апология была написана в 155 году и была адресована самому императору Антонину Пию (138-160). Несколько лет спустя Иустин написал вторую Апологию и после этого демонстративно добровольно предстал перед судом. Отказавшись принести жертву языческим богам , он был приговорен к смерти.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Зороастрийский календарь
Существует 3 календаря, используемых сегодня зороастрийцами — Фасли, Шахеншахи и Кадими. Наиболее древним из них является календарь Фасли. Согласно нему, год начинается с дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта) и состоит из 12 месяцев, по 30 дней каждый. Последн ...

Содомия и педофилия в мутном свете Талмуда
Содомия (от названия библейского города Содом, который, якобы, был уничтожен вместе с Гоморрой из-за полной развращенности их жителей) в Толковом словаре живого великорусского языка (Совмещенная редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ) определена как му ...