Буддизм

Буддизм -

возник в Древней Индии в Х1- V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления тхеравада и махаяна. Расцвет буддизма в Индии - V в. до н.э. -начало 1 тысячелетия н.э.; распространился в юго-восточной и центральной Азии, отчасти в средней Азии, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к ХН в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т.ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, освобождение и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряжённости, эквивалентное желанию и одновременная пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определённого набор дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нём постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д. Отрешённость от мира, индивидуализм определяют глубокую асоциальность буддизма.

Архат

в буддизме хаяны существо, достигшее состояния высшего совершенства идентичного с «освобождением», нирваной.

Бодхисатва

(санскр.: тот, чья сущность - просветление), в буддизме махаяны идеальное существо, которое в отличие от архата хаяны, выступает, прежде всего, как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны. В основе идеала бодхисатвы в махаяне - космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.

Дхарма

(санскр.), 1) одно из центральных понятий в индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: царящий над миром вечный абсолютный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. 2) В буддизме - первичные элементы бытия и психо-физичекие элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания и прекращения нирваны.

Нирвана

(санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме психологическое состояние внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, абсолютной отрешённости от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этикопсихологическим понятием нирваны возникает и представление о ней, как об абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобождённой от оков материи, бесконечной игры жизни и смерти (сансары).

Буддистская философия оперирует понятиями беспредельного, бесконечного мира, находящегося в постоянном состоянии возникновения и исчезновения. На этой сцене и разыгрывается драма жизни.

У мира нет ни начала, ни конца, следовательно, нет места богу-творцу и акту творения. О боге в буддизме нет и речи, ему не место в этой системе. Под богом буддисты понимают некий абсолют, универсальное начало, абстракцию, пустоту. При этом небо и земля, по буддизму, населены многочисленными богами из пантеона Вед, брахманизма, индуизма. Будда - не бог. Он лишь совершенный человек, великий гуру. Указывающий другим людям путь к совершенству. Он так же и не спаситель людей. Многие считают буддизм атеистической религией, для такой точки зрения есть немало оснований. Нельзя считать буддизм и монотеистической религией, так как всё множество ведических богов сохранилось в его вероучениях (хотя поклонение им и утратило смысл). В буддизме нет веры в загробную жизнь. Будда не отменил и не запретил старых богов, но в новой религии они стали скорее созданиями природы, чем её властителями.

Согласно древним буддистским традициям Вселенная существует в нескольких уровнях. Земля находится где-то посередине. Это цилиндрический диск, в центре которого возвышается гора, окружённая морями и концентрическими кругами горных цепей. За пределами этих цепей находится море, доступное взорам людей, на нём лежат четыре острова. Индия - треугольный остров. Его серединный пункт - дерево, под которым Будда вошёл в состояние нирваны. Земля держится в пустом пространстве. Под землёй находятся страшные адские пещеры, в которых мучаются, терзаются, кипятятся и поджариваются их обитатели. Над землёй находится шесть небес, на которых живут боги.


Другое по теме:

Духовные аспекты заразности в патологии человека - анализ с позиций теоретической эпидемиологии и Священного Писания Восточной Кафолической Церкви
Эпидемиология как наука зародилась на заре истории человечества в ответ на острейшую общественную потребность борьбы с заразными болезнями человечества, носившими характер эпидемий и пандемий. Благодаря специфике оригинального метода исследования телесной заболеваемо ...

Современное состояние иудаизма
В качестве заключения к историческому обзору, рассмотрим проблему тех изменений, которые произошли с евреями и иудаизмом в новое время. Главными среди них были: изменение социального статуса и психологии евреев, ослабление безусловного авторитета Торы, оживление еврей ...