Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в Республике Татарстан
Страница 1

Материалы » Религия как социальный институт » Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в Республике Татарстан

В Татарстане 90-х годов ислам, как и остальные религии, переживает период возрождения. Об этом свидетельствуют количественные показатели: если к концу 1980-х годов в республике функционировали 18 мусульманских общин, то на 1 января 2001 года с учетом перерегистрации ранее действовавших и впервые зарегистрированных организаций на территории Республики Татарстан в государственный реестр внесено 804 мусульманских организации. В настоящее время в республике активно протекает процесс становления и развития исламского среднего и высшего образования: на территории республики официально действуют 5 средних профессиональных религиозных учебных заведений, 2 – высших и один университет [7, c.12-23].

Религиозное возрождение в Татарстане, особенно ярко проявившееся после распада СССР, шло рука об руку с этническим. Растущая среди молодежи приверженность к религии, хотя почти не сопровождается повышением религиозности, приводит к реальному росту этничности. И поскольку в молодежной среде поиск новых идентичностей особенно актуален, представляется интересным проиллюстрировать подобный тезис результатами исследования «Процесс исламизации в РТ: влияние на социальную стабильность и формирование новых идентичностей молодежи». В рамках данного исследоания в октябре 2001 года проводился массовый опрос молодежи. Стратифицированная выборка составлялась с учетом квот по полу, возрасту, национальности, месту жительства и роду занятий. Респонденты отбирались по месту учебы, работы, или, как в случае с безработными, на бирже труда и по месту жительства. Характеристики выборки: 1026 человек в возрасте от 15 до 29 лет, из которых 558 – татары (54,4%), 407 – русские (39,7%) и 61 – представители других национальностей (5,9%). Опрос проводился в режиме самозаполнения: вопросы веры являются интимными, и необходимость обсуждения их с интервьюером, как считают Ходжаева Е.А и Шумилева Е.А, уменьшает степень искренности респондентов [8, с.106]

Перейдем к анализу результат опроса. Лишь 4% молодых татар считают себя верующими людьми, исполняющими религиозные обряды. Большинство (62%) назвало себя верующими, отметив, что всех религиозных обрядов они не исполняют. В то же время более трети представителей опрошенной татарской молодежи при ответе на вопрос «Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?» выбрали именно религию (36,9%). Этот вариант ответа занимает третье место после языка (77,2%) и обрядов и обычаев (49,8%).

В ходе анализа результатов опроса производилась типологизация по уровню религиозности тех участников опроса, которые перечислили себя к татарскому этносу. В основание типологии нами положены два критерия: идентификация респондентов с определенной конфессией и выполнение соответствующих религиозных обрядов. Выделено несколько групп татарской молодежи [9, c.334].

1. Внеконфессиональная группа: люди, не являющиеся сторонниками определенных конфессий (19%). Воздействие процесса исламизации на данную группу можно считать минимальным. Соответственно, возможно принять ее в текущем исследовании в качестве контрольной.

2. «Номинальные» мусульмане: значимая в процентном отношении группа молодежи (38%), идентифицирующая себя с исламом, но не исполняющая мусульманских обрядов.

3. Немногочисленная «переходная группа» людей, исполняющих только те мусульманские обряды, которые имеют социальное значение или принадлежат преимущественно к народной традиции (свадебный – никах, похоронный – жиназа уку, имянаречение – исем кушу и др.), а также отмечающих религиозные праздники (7,2%). Представители группа по всем показателям мало отличаются от «номинальных» мусульман, поэтому при анализе, на наш взгляд, допустимо данные группа рассматривать вместе.

4. «Традиционные» мусульмане: молодежь, исполняющая и традиционные обряды, и мусульманские ритуалы (намаз, ритуальное омовение – тахарат и пр.), а также придерживающаяся постов (ураза) (25,3%). В группу вошли все, кто при ответе на открытый вопрос «Какие религиозные обряды вы соблюдаете?» указывал хотя бы один из традиционных мусульманских ритуалов. Подобные обряды в большей степени, нежели упоминавшиеся выше социальные, способствуют структурированию повседневной жизни верующих. Их исполнение, даже неполное и нерегулярное, как и ношение особой одежды, также является внешним проявлением самоидентификации и свидетельствует о ее следующем, более глубоком уровне. Таким образом, можно утверждать, что именно данная группа является носителем религиозной идентичности (или, как будет показано ниже, этнорелигиозной идентичности).

5. Татары, относящие себя не к исламу, а к другим религиям (10,5%). Специфика группы требует детализации. Так, большинство в ней придерживается православия – 49 человек и лишь 10 молодых людей – других религий. Из 49 православных татар 18 отнесли себя не к татарскому этносу, а к субэтносу - татарам-кряшенам (или крещеным татарам), традиционной религией которых является православие. Кроме того, около одной трети татар, придерживающихся православия, - дети от смешанных русско-татарских браков [10, c.108].

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Краткий обзор литературы
При подготовке данного реферата на начальном этапе я использовал Большую школьную энциклопедию редакции Олма пресс. Из нее мною были взяты некоторые определения. Начав более глубокое исследование темы, мне стало понятно, что материала одной книги мне не хватит. Поэто ...

Личность патриарха Никона
Типичный человек акматической фазы, будущий патриарх московский Никон был человеком крайне тщеславным и властолюбивым. Происходил он из мордовских крестьян и в миру носил имя Никиты Минича. Сделав головокружительную карьеру, Никон прославился твердым нравом и суровост ...