Праздники и посты

Иудаизм отличается сильно развитым ощущением хода времени. Ощущение хода времени, особенно исторического, наиболее заметно проявляется в ежегодных праздниках. Каждый год в определённое время исторические события не только отмечают, но и воссоздают заново и, таким образом снова их переживают.

Многие учёные делают акцент на земледельческом происхождении праздников, полагая, что их историческое значение развилось намного позднее. Они указывают на сходство между библейскими праздниками и теми, которые существовали в других странах Ближнего Востока.

В году есть три крупных праздника: Песах, Шавуот и Сукот. Они отображают три этапа исхода из Египта. Песах знаменует свободу, связанную собственно с исходом; Шавуот придаёт свободе духовное значение, отмечая получение Торы на горе Синай, а Сукот подчёркивает, что настоящая защищенность возможна только в Божьем присутствии, и с этой целью отмечает странствие евреев через пустыню к Земле Обетованной. Эти три праздника называются праздниками паломников (или ступнями), потому что во времена Храма евреи совершали паломничество в Иерусалим, чтобы совершить жертвоприношения. Со времени разрушения Храма в 70 году н.э. жертвоприношения больше не совершались, но праздники не потеряли своего значения, и в них входит множество праздничных обрядов дома и в синагоге. В Израиле праздники паломников сохраняют связь с культурой сельского хозяйства и соотносятся с временами года: Песах проводится во время уборки ячменя, Шавуот – во время уборки пшеницы, а Сукот – во время осеннего сбора урожая.

Иной характер носят праздника Рош-га-шана и Йом Кипур. Они главные, поскольку ведут начало от библейских предписаний и ограничений в работе, но характер их торжественный, а не весёлый. Акцент здесь делается на внушающих благоговейный страх требованиях Бога к взаимоотношениям с Ним каждого иудея и с другими народами.

Все остальные праздники и посты иудаизма второстепенны, но не по значению, по возникновению. Они не были заповеданы торой, и, следовательно, на них не устанавливаются те ограничения, которые существуют в библейских праздниках и постах. Некоторые из них, а именно День независимости Израиля, День Иерусалима, День памяти Холокоста,- все они возникли в наше время.

Большими праздниками являются также Ханука и Пурим. Ханука (праздник Освящения). Он установлен в память об освобождении Маккавеями Иерусалима от власти Селевкидов в 164 г. до н. э. и посвящен обновлению Храма. Праздники Ханука и Пурим отмечаются с особым весельем: в дни праздников все дарят друг другу подарки, устраиваются игры, танцы, народные гуляния и детские утренники.

Помимо праздников в иудаизме также приняты и посты, которые посвящаются скорбным событиям еврейской истории. Иудейский пост предусматривает полное воздержание от пищи и питья в течение всего дня до захода солнца. Наиболее важными постами являются: Тиша бе-Ав (9-й день месяца ава) - в память о разрушении первого и второго Храмов; Цом Гедалья (3-й день месяца тишрей) - в память убийства Гедалии, последнего еврейского правителя Иудеи в 186 г. до н. э.; Асара бе-Тевет (10-й день месяца тевет) - в память разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э.; и Шива-асар бе-Таммуз - в память о разрушении Иерусалима римлянами в 70 г. н. э.

Весьма важное значение в иудаизме имеет система пищевых запретов (кашрут): полностью запрещено употреблять в пищу мясо свиньи, непарнокопытных животных (лошади, осла), животных, не имеющих копыт (кролика, зайца), хищных птиц, рыбы, не имеющей чешуи. Чистым (кошерным) считается мясо жвачных парнокопытных (овец, коз, коров) и птиц, забитых резчиком (шойхетом) по особому правилу, причем из мяса должна быть полностью удалена кровь. Существует также запрет на одновременное употребление мясной и молочной пищи, злаковых и бобовых и даже их смешение в одной посуде.


Другое по теме:

Буддизм-ламаизм в Тибете и Монголии
Среди всех разновидностей и направлений буддизма представляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наименование не принадлежит адептам данной религии, оно дано ей европейскими исследователями; в его основе лежит ...

О невидимо растущем семени (Мк. 4:26-29)
Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное ...