Еврейская философия

Начиная с Х в., центр духовной жизни иудаизма перемещается в Европу. В мусульманской Испании в течение нескольких столетий продолжался так называемый «золотой век» еврейской культуры. В среде процветающих еврейских общин Испании появилась блестящая плеяда ученых, писателей, поэтов, философов, писавших свои труды на прекрасном еврейском языке а также на классическом арабском. Наряду с созданием выдающихся образцов религиозной и светской поэзии, высокой степени развития достигла религиозная философия иудаизма. В исследованиях Бахьи ибн-Пакуды, Авраама ибн-Эзры, Соломона ибн-Гебироля, Авраама ибн Давида прослеживается стремление слить воедино иудаизм и философию. Опираясь на методы и понятия греческой философии, они доказывали, что иудаизм не противоречит понятиям разума, когда речь идет о понятиях Бога, Божьего Провидения, природе человека, свободе воли и т.д. Весьма важным считалось дать еврейским ритуалам просвещенное философское обоснование, противодействовать суевериям и примитивному антропоморфизму.

Много внимания уделялось проблемам этическим. В последующие времена эти идеи посредством перевода многих текстов на латинский язык оказали влияние на средневековую европейскую философию. Вершиной развития религиозной философии иудаизма было творчество упомянутого выше Моисея Маймонида (1135-1204 г). Он питал величайшее уважение к Аристотелю и стремился посредством его философии обосновать иудейскую религиозную традицию. Вместе с тем Маймонид полагал, что разум человека по природе своей несовершенен, так что последнее слово всегда остается за Божественным откровением. Он утверждал, что для религии важно лишь признание, что мир был сотворен по воле Бога. Ключом к познанию Бога является, прежде всего интеллект, что подразумевает овладение всем циклом наук от астрономии до логики. Вечная жизнь души с Богом, по мнению Маймонида, представляется жизнью, полной блаженного познания. Вместе с тем такое познание Божества, в конце – концов, приводит к любви к Богу, в желании подражать Ему в милости и справедливости. Подробно его идеи по философии иудаизма изложены в его знаменитой книге «Путеводитель заблудшихся», в которой сформулированы 13 принципов веры иудаизма, изложенные в прозаической и стихотворной форме; они вошли во все еврейские молитвенники и сегодня являются широко признанными среди верующих. И это несмотря на то, что его идеи вызвали критику как со стороны некоторых раввинов за рационализм, так со стороны философов. В частности Хасдай Крескас из Барселоны (1340 - 1410 гг.), включил в основные символы веры тезис о любви к Богу, отсутствующий у Маймонида. Напротив, положения о воскрешении мертвых и о воздаянии не казались Крескасу основополагающими, поскольку высочайший идеал иудаизма - служить Всевышнему, не рассчитывая на вознаграждение.

Следует добавить, что перу Маймонида принадлежит и большой труд «Мишна Тора». Как он писал, его целью было создать книгу, каждый из тех, кто будет читать ее, изучив раньше Писаный Закон, узнает из нее весь Устный Закон, и ему не понадобится изучать никаких других пособий. Труд этот характеризует очень гуманный подход к формулировкам талмудических законов в отношении всех людей и народов. Долгое время он был самым авторитетным сводом, определяющим жизнь многих еврейских общин.


Другое по теме:

Рош ха-Шана
Еврейский праздник Рош ха-Шана отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош ха-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: « .кому ...

Выводы о причинно - следственных связях выбора ценностной ориентации
Вместе с тем, некоторые различия между иерархиями выделенных страт можно объяснить, только исходя из различий в уровне образования. Так, например, понятно, почему в иерархии ведущих целей лиц с высшим образованием и лиц, закончивших среднюю школу, присутствует цель А2 ...