Проповедь Мухаммеда и его жизненный путьСтраница 3
Затем он обратился к паломникам из Ясриба – земледельческого города-оазиса, где происходила ожесточенная борьба между племенами аус и хазрадж за главенство. Ясрибские паломники не сразу откликнулись на зов Мухаммеда, его учение и проповедь они обдумывали почти в течение трех лет, но постепенно, с каждым паломничеством число приверженцев Мухаммеда из Ясриба стало увеличиваться. Наконец, в 622 г. была достигнута договоренность с делегацией ясрибцев о переезде Мухаммеда и его сподвижников в их город. Мухаммед и его последователи переселились в Ясриб 24 сентября 622 г. Таким образом, состоялась хиджра \/, которая установила новые отношения между переселившимися – мухаджирами и принявшими их ясрибскими мусульманами. Ясрибские мусульмане выступили не в роли покровителей, а в роли помощников – ансаров. Первоначально Мухаммед был принят в Ясрибе, который стал называться Мадинат ан-наби («город Пророка»), или просто аль-Мадина (Медина), как верховный арбитр в разрешении различных спорных проблем. Однако постепенно его авторитет и как пророка, и как политического деятеля повышался, хотя и в Ясрибе не обходилось без критических оценок его слов и действий. Вершиной его дипломатических поисков было заключение договора между мухаджирами, племенами аус и хазрадж и иудеями Ясриба – «Мединской конституции» (дустур Мадина). Согласно этому договору, мусульмане-курейшиты и жители Ясриба, которые присоединяются к ним, и сражаются вместе сними за веру, представляют одну общину (умму), отдельную от других людей.
Вслед за этим договором были заключены соглашения с иудеями Ясриба и с их союзниками. Иудеи признавались одной общиной с верующими, но «у иудеев своя религия, у мусульман своя». Иудеям вменялось в обязанность не помогать врагам мусульман и не воевать без разрешения Мухаммеда. Значение этих договоров трудно переоценить. В первом договоре зафиксирована самоидентификация мусульман и отделение их от других людей, признание себя отличными от остальных.
Укрепившись в Ясрибе, Мухаммед стал задумываться об открытой борьбе против Мекки.
Мухаммед решил пойти войной на Мекку, хотя первоначально скрывал свои намерения. 12 января 630 г. войска мусульман беспрепятственно вошли в Мекку. С мекканцами был заключен договор, согласно которому Мекка сохраняла свой статус священного города, куда мусульмане должны совершать ежегодные паломничества, Кааба оставалась общемусульманским храмом, курейшиты сохраняли свои функции при храме, но при условии уничтожения всех идолов и принятия ислама. Мухаммед сумел примириться со своим главным противником и сохранил возможность распространять свое влияние на племена, посещавшие ежегодно Мекку. После завоевания Мекки был завоеван Таиф. В Мекке были оставлены наместник и наставник в вере. Обоих Мухаммед назначил из курейшитов.
В январе 632 г. Мухаммед совершил паломничество в Мекку, которое мусульманские историки назвали прощальным. Он совершил полностью весь обряд паломничества и по его окончании отправился в Медину. Вскоре он заболел и скончался в июне 632 г. Главное дело жизни Мухаммеда – создание новой, оригинальной религии. Вся его проповедническая деятельность была направлена на выполнение этой задачи. В соответствии с мусульманской традицией, получаемые им откровения исходили от Аллаха, и чаще всего Бог говорил с ним от своего лица, а затем Мухаммед передавал эти слова людям.
Еще в ранний период проповеднической деятельности Мухаммеда определились основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первое место следует поставить утверждение статуса Аллаха как единственного Бога – строжайший монотеизм и признание пророческой миссии его посланника. Вместо двукратной молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммед предложил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обязательствам добивались соблюдение поста, уплата очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Все установления Мухаммеда постепенно утверждались в жизни и приняли характер закона, хотя они, естественно, не были изложены в виде определенной системы. Мухаммед порицал скупость, но и не приветствовал чрезмерную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.
Другое по теме:
Фараби:
«доказательство необходимого существования»
Арабские и иудейские философы Средневековья оказали свое влияние на позднейшие христианские формы космологического доказательства. Мусульманский мыслитель Фараби (870-950) заложил краеугольный камень будущих схоластических доказательств, проведя различие между понятия ...
Культурологические особенности религиозного сознания
кабардинцев в исторической перспективе. Характеристика религиозного сознания
кабардинцев в предшествующую современному этапу эпоху.
При выявлении характерных черт религиозного сознания кабардинцев предшествующего исторического периода, мы сосредоточились на тех его особенностях, которые имеют значение и сегодня, несмотря на то, что традиционная кабардинская этнокультурная среда как целостное явлен ...