Ислам и искусство

Материалы » Ислам » Ислам и искусство

Возникнув в условиях фольклорной становящейся культуры арабских племен, в условиях сложной социальной борьбы, ислам в первую очередь стремился сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех мусульман. Поэтому ранний ислам очень мало уделял внимания проблемам культуры и искусства. Лишь значительно позже, в основном с развитием мусульманской архитектуры, были выработаны такие эстетические понятия – символы, как:

1) «джамал» - божественная совершенная красота – это купол мечети;

2) «джадал» - божественное величие – это минареты;

3) «сифат» - божественное имя – письмена на внешних стенах мечети.

В свою очередь, представления и обрядность формировали и эмоциональный мир правоверного мусульманина, его настроения и чувства, из которых ислам стремился изъять все антропоморфное и наглядно-природное. В структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве. Общая мировоззренческая концепции ислама – борьба против изображения мира и человека. Коль скоро мир реальный, земной не должен быть изображением как не имеющий первостепенной ценности, а человек – часть этого мира, то и человек не имеет этой ценности, он не вершина творения, он всего лишь муслим, покорный раб земных царей и послушное орудие в руках всесильного Аллаха. Поэтому, слову в исламе придавалось большое значение, нежели живописи и скульптуре.

В официальной поэзии влияние ислама было явным и наглядным, в лирической – как мироощущение, для которого была характерна идея религиозного предопределения. Важнейшим принципом функционирования искусства слова в исламе стала арабская каллиграфия, скрепившая все элементы мусульманской культуры. Само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение, выражающее эстетическое восприятие письма в глубоко прочувствованных эмоциональных терминах. Письмо сравнивалось с объектами красоты и эмоциональной привлекательности, такими как драгоценности, цветы, сады и ткани. Сфера более интимных переживаний затрагивается, когда красивый почерк описывают как приносящий радость сердцу и удовольствие глазу или когда сравнение основано на чувстве обоняния, столь утонченном на Востоке, особенно в любовной лирике сравнение телесных черт с буквами превратилось в стандартный компонент поэтической образности. Более того, и каллиграфия и искусство слова в целом вышли за рамки строгой догматики ислама в мире человеческих чувств и человеческой жизни. Человек в искусстве ислама живет скорее не как конкретный образ, а как эмоциональный мир, как настроение, как музыка ритмов и узоров. Музыка, в особенности инструментальная, была принята исламом как искусство, вполне соответствующее его религиозно-философской концепции.

В особенно сложной ситуации ислам оказался в условиях современной культурной жизни. Например, развитие кинематографа и его проникновение в мусульманские страны поставило перед ним ряд проблем. Так, в Йемене до 1962 г. под страхом смертной казни было запрещено посещение кинотеатров, в Саудовской Аравии до наших дней существует запрет на строительство кинотеатров, прокат и производство фильмов. В Египте, где художественное кино возникло в 20-х гг., нельзя ставить фильмы об основателе ислама Мухаммеде, его родственниках и праведных халифах. Пресекаются всячески попытки создать игровые фильмы из жизни Мухаммеда и о раннем исламе.

Эти процессы говорят о том, что искусство (даже его современные виды) необходимы исламу и сегодня. От столкновения двух феноменов возникает нечто новое.


Другое по теме:

Факторы, способствующие распространению колдовства и оккультизма
1. Всемирно-политическая нестабильность (угроза глобальной катастрофы, войны, природные катаклизмы). 2. Экономическая нестабильность (нищета, голод, расслоение на богатых и бедных). 3. Разрушенные браки и сексуальные извращения. 4. Излишек женщин (феминизм, женская ...

Заповеди.
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии. 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что н ...