ЗаключениеСтраница 2
Перспективы социологии религии в стране, по крайней мере ближайшие, неутешительны. Нет кадров, и они не готовятся. Крайне скудна литература, появившиеся в последние годы немногочисленные публикации существенно этой ситуации не изменяют [17,18 с. 22-31].
Перспективы отечественной социологии религии достаточно проблематичны и потому, что помимо общих трудностей, переживаемых сегодня наукой, ей в России еще приходится заниматься самоутверждением и в научном сообществе, и в общественном сознании. Начинать почти заново, со скудным наследством – дело трудное, но в противном случае остаются открытыми вопросы и о реальном состоянии религии в сегодняшнем российском обществе, и о будущем религии в перспективе его развития.
Все же хочется верить, что отечественная социология религии будет развиваться. Быть может, за это нелегкое, но стоящее дело возьмется кто-то из тех, кто прочитает эту книгу. Помимо индивидуальных склонностей, здесь требуются общественные предпосылки, прежде всего – не отягощенное никакими комплексами состояние духа, свобода видеть в религиозной сфере вещи такими, какие они есть.
Дальнейшее развитие социологии религии диктуется научным интересом к тому, что происходит с религией и как меняется ее воздействие на общество в контексте тех кардинальных сдвигов, которые происходят на пороге XXI века. Каким потенциалом обновления обладает сегодня религия? Способна ли она сыграть в культурно-исторических переменах на пути к постиндустриальному обществу роль, сопоставимую с той, которую сыграли мировые религии в рождении из великих культур древности современного мира, или протестантизм в становлении научно-технической цивилизации Запада? Очевидно не только научное, но и более широкое, общественное значение этой проблематики.
Для России сегодня важна также прикладная проблематика религии, т.е. накопление эмпирических данных о религиозной жизни в различных ее аспектах и выходах на демографические, этнические, образовательные и другие проблемы современного российского общества. Отсутствие подобной эмпирической основы, естественно, приводит к тому, что религиозный фактор зачастую как бы сбрасывается со счетов в таких отраслях социологии, как политическая, экономическая, социология образования, семьи и другие, хотя, казалось бы, очевидно, что этого не должно быть, если мы хотим иметь достаточно полную и достоверную картину жизни нашего общества.
Приложение А
Культ как социальный феномен
Аспект рассмотрения |
Характеристика |
Предмет культовой деятельности |
Материальные вещи, животные, растения, горы, реки, солнце, луна, существа – духи, единый всемогущий бог |
Субъект культовой деятельности |
Верующий индивид или религиозная группа. Мотив участия: религиозная вера, чувства, потребности в общении, эстетическом наслаждении. |
Содержание культовой деятельности |
Во время отправления культа в сознании участников актуализируются религиозные образы, представления, идеи, догматы. Культ – это своеобразная «драматизация религиозных представлений». |
Способы культовой деятельности |
а) элементарные культовые акты – крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц; б) сложные культовые акты – жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники. |
Средства культа |
Культовое здание, религиозное искусство, культовые предметы. |
Результат культовой деятельности |
Удовлетворение религиозных потребностей; Общение верующих друг с другом; Сплочение религиозной группы; Психотерапевтический эффект (переход от состояний тоски и скорби к внутреннему успокоению); Получение эстетического наслаждения (от убранство храма, музыки) |
Другое по теме:
Формирование Англиканской церкви и становление вероучения
Английская корона начала ссориться с папством довольно рано. Достаточно припомнить столкновения Генриха I с Ансельмом, Генриха II с Фомой Бекетом, Иоанна Безземельного с Иннокентием III, чтобы понять всю остроту отношений между Римом и Англией уже в 12 в. Если первые ...
Что такое
религия?
Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное опра ...