«Расколдование мира»; угасание традиционных религий как симптом упадка западной цивилизации (М.Вебер)
Согласно взглядам немецкого социолога Макса Вебера, развитие западноевропейского общества определяется тенденцией к рационализации всех сфер общественной жизни: экономики, политики, культуры. Этот процесс он называет "расколдованием" мира. "Расколдование" означает освобождение от магического восприятия и постепенное вытеснение индивидуального поведения (социального действия, по Веберу), основанного на привычке, эмоциях или ценностях, "целерациональным действием", когда от внешнего мира заранее ожидают определенного поведения, а критерием рациональности каждого действия является его успех. Наука и разум вообще при этом выступают как инструмент, определяющий структуру мира и адекватность действия. Хотя рационализация культуры происходит независимо в различных областях, ключевым моментом для Вебера является рационализация религии, т.е. ее освобождение от магических обрядов. Наука, которая приходит им на смену, определяя взаимоотношения человека с окружающим миром, первоначально имела религиозный смысл, который впоследствии потеряла. Вектор исторического развития, по мысли Вебера, направлен от традиционного общества, в котором преобладает магическое восприятие мира, к современному, в котором мир воспринимают рационально.
Вебер считал, что в иудео-христианской "картине мира" человек понимается как "орудие Бога". Отношение к миру, свойственное этому религиозному типу, он определял как овладение миром: можно сказать, что, единый Бог, в отличие от языческих богов, стал союзником человека в его преобразовательной деятельности. Однако "парадокс рационализации" (выражение В.Шлюхтера) западного христианства, проявившийся в ходе Реформации, заключался в осознании абсолютного разрыва между миром и Богом.
Другое по теме:
Христианство и русская культура
Христианская вера сформировала картину мира древнерусского человека. В центре ее находились представления об отношениях Бога и человека. В русскую культуру органично вошло представление о любви как о силе, доминирующей в жизни людей и в их отношениях с Богом и между с ...
Храмы и сооружения. Иерусалимский
храм.
Иерусали́мский храм
(ивр. בֵּית הַמִּקְדָּשׁ, Бейт а-Микдаш, то есть «Дом Святости»; ивр. מִּקְדָּש ...