Теоретико-методологические основы изучения религии. Понятие и сущность религии в современном мире
Страница 2

Материалы » Религия как социальный институт » Теоретико-методологические основы изучения религии. Понятие и сущность религии в современном мире

Религия (от лат. Religio – благочестие, святость) – это социальный институт, система определенных верований и поведения отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного. На протяжении большой части человеческой истории она играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством легитимации (объяснения и оправдания) и поддерживания социального порядка. Как подчеркивал О.Конт, религия воспроизводит в самой себе дифференциацию природы человека: порождая единство, она должна одновременно обращаться к разуму и действию, т.е. ко всем способностям человека. Вот почему религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме. Различаются социальные, гносеологические и психологические корни религии. Понятием «социальные корни» обозначают совокупность общественных отношений, обусловливающих возникновение, функционирование и воспроизводство религии. Это понятие помогает прояснить причины, порождающие ее в обществе. Гносеологические корни религии связаны с формированием религиозных представлений в сознании человека в ходе его познавательной деятельности. Формирование религиозного сознания связано как с особенностями человеческого познания, так и со спецификой человеческой психики, составными элементами которой являются эмоции, настроения, переживания, которые могут быть выделены в качестве психологических корней религии [11, с. 245].

Религиозная вера и связанные с верой обряды возникли еще в эпоху, предшествующую зарождению «homo sapiens» - современного человека. Среди окаменевших останков обитателей пещер эпохи неандертальцев антропологами были обнаружены доказательства погребальных церемоний в форме цветов и украшений, помещенные рядом с усопшими. По всей видимости такие изделия должны были сопровождать умерших в их путешествии в потусторонний мир. Очевидно, что даже примитивные неандертальцы разделяли представление о существовании сверхъестественного мира, лежащего за пределами повседневной реальности [14, с. 186].

В современном мире существуют тысячи видов религиозных верований и столько же обрядов, соответствующих этим верованиям. Так, религиозные верования, зародившиеся и распространившиеся первоначально с западного мира, носящие этноцентрический характер, основаны на ряде центральных верований. Среди них – вера в существование единого верховного существа или Бога; в то, что Бог создал вселенную и все формы жизни и влияет на их судьбу, и что существует жизнь после смерти и моральная характеристика человека влияет на судьбу в посмертной жизни. Во многих религиях отсутствует вера в единого Бога либо вообще в богов. Такие верования вообще не включают в себя представлений о создании вселенной и жизни. Эти представления содержатся в нерелигиозных мифах. Многие религии почти ничего не говорят о существовании жизни после смерти и большинство не связывают такую жизнь с земной моралью.

Таким образом, указанные религиозные постулаты не могут служить для определения понятия религии вообще. Таким объединяющим элементом служит представление о священном. Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы верований, воплощающих представление о священном, сверхъестественном, определяющем судьбу человека. Элементами религии являются:

Наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном;

Особая система верований (вероисповедание);

Особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священном);

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Основные правила
Правила поведения внутри дома. В Коране разъясняются законы, регулирующие поведение внутри дома: «О вы, которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы, и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвы на заре, около полудня ...

Религия в Китае после революции 1911 г
После китайской революции 1911 г. Положение с религией сильно изменилось. Прекратились богослужения в Храме неба (в 1914 г. Юань Ши-кай пытался восстановить их). При Сунь Ят-сене было проведено полное отделение церкви от государства. Были отменены система конфуцианско ...