Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской
землеСтраница 1
Среди многочисленных социальных типов личности в истории и культуре особое место занимает образ надмирной личности- святого. Святость в Библии определяется исходящей от Бога как своего источника. Этим самым в Писании ставится проблема тайны Божией и способов ее сообщения людям. Святость Божия доступна не всякому человеку. Поэтому, чтобы узнать ее, человек должен был подчиниться Богу, сохранить чистым сердце и помыслы, увидеть внутренним взором славу небесную, стать избранником во Христе.
В дохристианской цивилизации не было святых. В начале книги Бытия говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Этот образ и подобие Божье в лике святого становится особо ясно видимым.
Любой святой - это свидетель евангельских ценностей своим современникам. Он живая иллюстрация к тем или иным словам Христа. Между Евангелием и жизнью святого разница не больше, чем между музыкой в тетради для нот и музыкой, исполненной на инструменте. То есть центральная фигура всякого жития- не сам святой, а Христос.
Заметной вехой в духовной истории Смоленской земли стало трагическое событие 5 сентября 1015 г. В этот день в пригороде Смоленска на речке Смядынь пал от рук убийц младший сын князя Владимира святой благоверный князь Глеб. Убийцы были подосланы его братом Святополком Окаянным. Имея возможность сопротивляться, князь Глеб не захотел начинать войну с братом и проливать кровь соплеменников. Добровольно и смиренно отдав себя в руки убийц, князь Глеб стяжал мученический венец, став одним из первых русских национальных святых.
Тело князя после убийства долгое время оставалось без погребения. Предание донесло до нас известие о многих чудесных явлениях, которые совершались у праха святого.
Князья Борис и Глеб были первыми святыми, канонизованными Русской Церковью.
Святые Борис и Глеб были первыми венчанными избранниками Русской Церкви, первыми чудотворцами её и признанными небесными молитвенника «За новые люди Христианские». Как говорит одно их житие, они «отняли поношения от сынов русских» столь долго косневших в язычестве. Вместе с тем их почитания сразу устанавливается как всенародное, упреждая церковную канонизацию….
Внешняя обстановка этого подвига рисуется всеми нашими источниками в существенных чертах одинаково- с небольшими отклонениями у Нестора.
Смерть князя Владимира застает Бориса в походе на печенегов. Не встретив врагов, он возвращается к Киеву и дорогой узнает о намерении Святополка убить его. Он решает не противится брату, несмотря на уговоры дружины, которые после этого оставляют его. На реке Альте его настигают убийцы, вышгородцы, преданные Святополку. В своем шатре князь проводит ночь на молитве, читает утреню, ожидая убийц. Путша с товарищами врываются в палатку и пронзают его копьями. Верный слуга его Георгий, пытавшийся прикрыть своим телом господина, убит на его груди. Тело Бориса везут на телеге в Киев. Под городом видят, что он еще дышит, и два варяга приканчивают его мечами. Погребают его в Вышгороде у церкви св. Василия.
Глеба убийцы настигают на Днепре у Смоленска, в устье Смядыни. По летописи и «сказанию», князь едет водным путем, по Волге и Днепру, из своей волости, обманно вызванный Святополком. Предупреждение брата Ярослава застигшего его у Смоленска, не останавливает его. Он не хочет верить в злодейство брата Святополка. Ладья убийц встречается с ладьей Глеба, тщетно умоляющего о сострадании. По приказу Горясера собственный повар Глеба перерезает ножом его горло. Тело князя брошено на берегу «между двумя колодцами», и лишь через несколько, нетленное, найдено Ярославом, отмстившем за братнюю смерть, и погребено в Ишгороде рядом с Борисом.
Другое по теме:
Выводы
Как свидетельствуют исторические источники, христианство в первые три века своего существования было гонимой религией. Гонения носили как официальный характер, так и характер репрессивных актов со стороны отдельных правителей и враждебности со стороны местного населен ...
Епископ
Епископ в осуществлении своей власти действует с церковью, но не над церковью, которая есть духовный орган любви: согласие с Церковью и единение с нею составляет самое условие бытия епископа. Это единение не может быть выражено в таких терминах государственного консти ...