Основные идейно-политические направления в исламе
Страница 1

Материалы » Величайшая мусульманская религия - Ислам » Основные идейно-политические направления в исламе

Уже при первых халифах в государстве мусульман развернулась идейно-политическая борьба. Причиной был вопрос о наследовании власти. После смерти Умара (Омара) халифом становится Усман (Осман). Омейяды, как известно, в свое время были противниками Мухаммеда. Прямые потомки пророка из рода Хашимитов перешли в оппозицию. Ее называли «ши-а» — партия, а сторонников шиитами. Шиитов возглавил Али бен Аби Талиб — двоюродный брат и зять пророка. С женой пророка Аишей и его дочерью Фатимой Али подготовил заговор. В июне 656 г. сторонники Али убили Османа и власть перешла к Али. Это послужило поводом для гражданской войны. В январе 661 г. в мечети Куфы (ныне г. Неджефабад, Иран) Али был убит. Власть вновь перешла к Омейядам. Столица халифата была перенесена из Медины в Дамаск. Центральной областью становится богатая Сирия, а Аравия превращается в одну из провинций Арабского халифата.

При Омейядах (661—770) империя достигла своего расцвета. Ее владения простирались от Пиренейского полуострова (Испания) до Северного Кавказа (Армения, Картли), Средней Азии (Харум, Фергана, Самарканд) и долины реки Инд (Синд). Управление осуществлялось на основе веротерпимости. В отношении оппозиционеров-единоверцев власть демонстрировала жестокость. Шииты обосновались в Иране и развернули борьбу против господствующего клана.

Итак, с середины VII в. единая до сего времени мусульманская община раскололась на две группировки — шиитов и суннитов. Шииты проживают в основном в современном Иране, Ираке и Азербайджане. Небольшие их общины имеются в Йемене и Бахрейне. По их преданию, Аллах лично указал на Али как на своего преемника и, следовательно, закрепил верховенство за своими прямыми потомками. За эту идею сражался Али, погиб его младший сын Хусайн (Хусейн). Последующие имамы проповедовали и, по преданию, творили чудеса, а умирая, назначали преемника. Последний, 12-й имам, по имени Мухаммад, родившийся в 873 г., внезапно исчез. Шииты считают, что он удалился в потайное место и ждет своего часа, когда в качестве Махди («спасителя») ознаменует наступление царства исламской справедливости. Шиитов отличает особое внимание к идее страдания за веру, к эсхатологии и мессианству. Им особенно близок догмат о божественной предопределенности. И наконец, шииты особенно подчеркивают, что светская и духовная власть должны быть соединены в руках духовного лица — главы мусульманской общины.

Сунниты (их в мусульманском мире большинство), напротив, подчеркивают коллективное начало власти и приводят в пример общину самого пророка Мухаммеда, который формально не имел никакого титула. Ссылаясь на Коран и хадисы Сунны, сунниты отстаивают выборность духовных руководителей. Подчеркивая значимость Сунны, сторонники этого направления называют себя суннитами. Это не означает, что шииты отвергают хадисы. Просто они более критичны в отношении сборников преданий и признают истинность лишь некоторых из них.

Суннизм и шиизм породил множество различных течений и сект. Всего их насчитывают 73. Одни абсолютизируют волю Аллаха и настойчиво пропагандируют пришествие имама Махди (махдисты, исмаилиты). Другие настаивают на том, что и сам Аллах уже не в состоянии нарушить от века им установленный порядок вещей, а человеческие поступки объясняют свободой сознательной воли (мутазилиты).

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Теософия и антропософия
Теософия или божественная мудрость — это мистическое учение, в основе которого лежат оккультные знания1. Теософские системы известны издревле. Они расцвели на Востоке на почве брахманизма и буддизма. Духом теософии проникнут неоплатонизм и другие религиозно-философск ...

Значение зороастризма
Зороастризм как религиозная доктрина древнего мира занимает особое место в истории религий. Несмотря на отчетливо выраженный дуалистический характер доктрины, к которому сводится вся квинтэссенция древнеиранских религий, значение зороастризма состоит, во-первых, в выд ...