Почитание огня

Стихией, противоположной воде, был огонь. Культ огня занимал важное место в древних мировосприятии и религии. Он выражен прежде всего в различных табу, запрещающих как-либо осквернять эту чистую стихию: нельзя было плевать в огонь, топтать его ногами и т.д. В случае нарушения запретов огонь мог отомстить пожаром или болезнями.

Различные виды огня (костры, горящая лучина или свеча, дым и т.п.), которым приписывались очистительные, целительные, обережные или продуцирующие свойства, широко использовались в ритуалах. С ритуальными огнями производились всевозможные магические действия: обегание, прыжки, обходы, окуривание и т.п. Окуривание, считавшееся в народе важнейшим обезвреживающим средством, как правило, предваряло начало какого-нибудь нового периода в жизни и деятельности человека. Так, успеху рыболовного или охотничьего сезона способствовало окуривание орудий труда - сети, ружья. Употребление молока нового удоя в пищу начиналось с омовения коровы и окуривания ее дымом, что также имело и утилитарный смысл.

В представлениях народа отразились различные проявления этой природной стихии: огонь - источник света и тепла; огонь - земной и небесный, падающий на землю в виде молнии; огонь костра и домашнего очага; огонь - разрушитель и т.д. Дальнейшее развитие представлений о многоликости огня привело к персонификации некоторых форм его проявления и появлению особых «огненных» мифологических персонажей.

В культе огня особенно ярко выделялось почитание огня домашнего очага. Он олицетворялся в образе духа. Среди черт, характеризующих внешний облик духа, известна только одна - вымазанность сажей, которая вполне увязывается с его местопребыванием в печи.


Другое по теме:

Общая платформа
На основании вышеизложенного мы можем сделать однозначный вывод о необходимости объединения всех христианских конфессий и деноминаций для социально–полезной деятельности. Надо понимать, что цель этого объединения не в создании единой унифицированной церкви, объединяющ ...

Возникновение воскресных школ в России. XIX - нач. XXв.
Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные шк ...