Католичество и протестантизм
Страница 1

Материалы » Основные христианские конфессии » Католичество и протестантизм

Первый акт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных воин. Чувства и создание масс были тогда целиком вскормлены той духовной пищей, которую предлагала им церковь. Иной формы идеологии, кроме религии, феодальное средневековье практически не знало. В силу этого историческое движение, основное содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, неизбежно должно было принять религиозную окраску. Идеи и лозунги, отражавшие социальные и политические интересы, требования и цели антифеодального движения, выражались в форме ересей, направленных против римско-католической церкви. Чтобы массы могли подняться на борьбу против феодального строя, нужно было прежде всего сорвать с него тот ореол святости, которым окружала его католическая церковь. "Надо учитывать, что католическая церковь была не просто одним из феодальных институтов, но своеобразным интернациональным центром феодальной системы, ее высшим синтезом" [4. С.7]. Католическая церковь пыталась покончить с нарождавшейся ересью, которая чаще всего выступала против католицизма с требованием восстановления "истинного христианства". Приверженцев стали называть протестантами. Реформация назревала постепенно, но неотвратимо. В XVI в. выявилось глубокое противоречие между средневековым католицизмом, олицетворявшим собой "феодальное христианство", и обществом, вступившим в пору глубоких преобразований, которые вели от феодализма к капитализму. Так возник протестантизм.

Реформаты, кальвинисты, лютеране, баптисты, методисты, пресвитериане, англикане - названия различных течений того, что обычно называют "протестантизм". Протестантские движения рождались не случайно, они выражали различные формы духовности, дополняющие, а иногда противоречащие друг другу. Поэтому с течением времени произошло наложение различных форм протестантизма. Организационные формы его очень разнообразны - от иерархических структур, напоминающих католическую церковь, до почти полной анархии.

Несмотря на огромное разнообразие церквей и тенденций, протестанты прежде всего являются христианами. Поэтому они разделяют фундаментальные верования, общие для всех христиан.

Протестантизм сохраняет основные догматы христианства, он сохраняет представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца, о его грехопадении, о воплощении Бога в Иисусе Христе и об искупительной жертве сына Божьего, о грядущем предшествии, о блаженстве рая, ожидающем праведников, и муках ада, уготованных грешникам. Но в то же время сама религия рассматривается протестантизмом не столько в качестве таинственного и чудесного установления, обособленно стоящего по отношению ко всей остальной человеческой деятельности жизни вообще, но главным образом как источник и носитель всех человеческих ценностей, в первую очередь нравственных.

Одна из трех главных христианских конфессий (наряду с православием и католичеством). Вероучение протестантизма базируется двумя основоположениями: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Вера воплощается в религиозном отношении к своей жизни, которое проявляется в преданности и послушании богу. Она не сводится к приобщению к таинствам, а выражается в поступках, в действиях. Вера становится образом мыслей человека, определяющим образ его действий. Религиозная ценность отдельных поступков, отдельных действий, включая ритуальные, определяется не самими по себе этими поступками, а тем, чем они вызваны, какими порождены побуждениями. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя.

Идея Бога коренится во внутреннем существовании человека, если она воплощается в том образе мыслей, который определяет образ жизни человека, то с точки зрения возможностей служения господу разница между мирской жизнью и монашеским служением не должна существовать. Следовательно религия не требует от верующего отрешения от мира во имя приобщения к Богу. Бегство от мира было бы бегством, с точки зрения протестантизма, от установленных господом условий человеческой жизни.

"В отличии от католицизма, с его учением о том, что человек может спасти свою душу лишь благодаря посредничеству церкви, наделенной особым правом распределять в мире божественную "благодать", а также благодаря заступничеству "святых" и "добрым делам" верующего, протестантизм придерживается в учении о спасении таких принципов" [4. С.33].

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Краткое изложение позиций некоторых конфессий по вопросу Жертвы Христовой
Вот что пишет проф. Московской Духовной Академии Осипов А. И. . Рассмотрим главные вопросы о Жертве Христовой: о понимании ее смысла, о том, почему она была необходима и кому была принесена, и почему Бог не мог Своею властью совершить спасение людей без этой жертвы. ...

Идоложертвенная пища (8:1-11:1)
Перед коринфянами встала проблема, законно ли для христианина есть идоложертвенную пищу. Павел отвечает: (1) что немощный христианин должен руководствоваться принципом совести (гл. 8); (2) что сам он предпочитает свободу, хотя и не настаивает на своих правах, как ясно ...