Школы Неплюева Н.Н.Страница 3
Сначала в школах были наказания, однако позже Неплюев отказывается от них, и вводит, казалось бы, такую сомнительную меру как общее еженедельное собрание школы, на котором каждый ученик мог высказать любые претензии старшинам и учителям. Однако, в результате конфликты снимались, а кроме того, каждый ученик на этих собраниях воспитывался в личность с активной гражданской позицией. Другим «антипедагогическим» нововведением было совместное исполнение уроков (разумеется, не всех). Эта мера была введена с целью заставить ленивых усваивать материал, и, как ни странно, она дала эффект: успеваемость в школе значительно повысилась. Каждый год на всех учеников пишутся характеристики, которые обсуждаются на общем собрании учителей, которое длилось несколько дней. Причем, характеристики на младших учеников пишут члены Старшего Кружка. Дошедшие до нас характеристики поражают обстоятельностью и глубоким пониманием человеческой души[452].
Вообще Воздвиженская школа пятилетняя. Детей принимали, начиная с 12 лет. Если вначале крестьяне отнеслись к Неплюеву Н.Н. не то, чтобы враждебно, а недоброжелательно (консервативные по природе и недоверчивые по историческим причинам, они взглянули на дело Неплюева, как на барскую забаву, постоянно ожидая хитро скрытого подвоха и особого расчета), то по прошествии времени детей стали привозить только из местных губерний (Черниговской, Полтавской, Киевской), но и из Петербурга, Вятки, Эстляндии и Кавказа. С некоторых пор в братских школах был установлен конкурсный вступительный экзамен, но и это не уменьшило конкурс. Родители стали лучше готовить своих детей – и только. Требовалась обязательная грамотность. Каждый год принималось около 20 детей (большее число школа не могла вместить). Таким образом, общая численность учеников колебалась в пределах 68-85 чел.
В некоторые годы экзаменующихся было до 85 человек при приеме в 25.
Только за период 1889 – 1894 годов сельскохозяйственную школу закончили уже 47 человек, из которых 32 предпочли связать свою дальнейшую жизнь с братством.
Принимали всех – дворян, крестьян, мещан, детей казаков, даже инородцев. Однако после нескольких неприятных случаев с еврейскими и баптистскими мальчиками, которых родители активно настраивали против школы, стали принимать только православных. Обучение в школе – бесплатное, хотя дети жили на полном пансионе. Список предметов удивительно разнообразен: катехизис, Евангелие, православное богослужение, Деяния и Послания, русский язык, пение, рисование, география, арифметика, геометрия, физика, химия, анатомия и физиология, энтомология, ботаника, русская история, законоведение, межевание, пчеловодство, скотоводство, коневодство, молочное хозяйство, земледелие, садоводство, хозяйство полевое и лесное[453]. Расписание занятий: с 8 до 12 – учеба в школе, с 12.30 до 4 – практические занятия. Летом – работа в поле.
В 1890г. скончался отец Николая Николаевича, и Неплюев становится владельцем значительного поместья. Мать Александра Николаевна (урожденная баронесса Шлиппенбах) и обе его сестры - Ольга Николаевна и Мария Николаевна - переехали в Воздвиженск. Сестры активно включились в работу: одна стала учить пению, другая - рисованию. В 1893 году создается аналогичная сельскохозяйственная Преображенская школа для девочек (с 13 лет, обучение длится 4 года). Помимо указанных предметов, ученицы изучали домоводство, а также кройку и шитье. Интересно, что для женской школы было построено новое здание, гораздо лучше мужской школы. Этим зданием братчики всегда гордились. Попечителем Преображенской школы стала ближайшая помощница и сестра Неплюева – Мария Николаевна Уманец.
Другое по теме:
Индуизм: возникновение, этапы развития, религиозно-философские
основы и география распространения. Возникновение индуизма
Процесс синтеза нескольких основных этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древних арьев.
Возникновение индуизма не приписывается какому-либ ...
Сравнение с ценностями руководителей ЕХБ
«Проведенные исследования выявши четкую взаимосвязъ между уровнем образования респондентов и предпочтением ими ценностей из «традионалистского» или из «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82)
Говоря о сравнении ценностей руководства церквей ЕХБ с ра ...