Христианское мировоззрение в деятельности Неплюева Н.Н.Страница 1
Такое христианское мировоззрение превратило Неплюева Н.Н. в замечательного общественного деятеля.
Сам он говорит, что дело всей его жизни – это «…простая логика веры моей, исповедание той же веры делом; это было насущною потребностью веры, любви, разума и совести, естественно привело к упорядочению жизни моей и братьев моих по вере и любви к Богу всем разумением, на началах веры, действующей любовью. Чем более мы осуществляли веру нашу, тем более на опыте убеждались в мудрой и благой правде этой веры и начали понимать высокую цену для всего человечества жизненного опыта, им в нас переживаемого. Мы можем говорить это без всякого сомнения и горделивого самодовольства потому, что в богатом опыте нашем между прочим пережили, на опыте изведали и то, что сила Божья в немощи совершается. Мы не только не хотим выдавать себя за святых, но громко свидетельствуем о немощности нашей и дорожим тем, что бы всем было ясно, что чем хуже мы, тем доказательней для всего человечества жизненный опыт им в нас пережитого. Чем хуже мы, тем обязательнее для лучших нас сделать лучше и больше того, что в немощи нашей совершилось»[438].
Так христианское мировоззрение Неплюева Н.Н. в истории России выразилось в некоей форме христианского социализма. Понятие христианского социализма дает нам энциклопедический словарь «Христианство», в котором сказано, что это учение, признающее существование социального зла в современном общественном строе и стремящегося исправить его при помощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа, не выходя за рамки нынешних государственных форм и сохраняя господство частной собственности. В этих широких пределах заключены учения, весьма далеко расходящиеся между собой и имеющие весьма различные источники. Иногда христианский социализм исходит главным образом из сознания несовершенств существующего строя, и в таком случае он идет очень далеко навстречу социализму демократическому или революционному, по крайней мере во всех практических требованиях, предъявляемых им современному государству, отказываясь идти за ним лишь в его конечных стремлениях, то есть домогаться перемены всех основ государственной и общественной жизни. Такой характер имел христианский социализм в Англии, затем в Бельгии. В других случаях христианский социализм возник среди консервативных групп общества в виде реакции против распространения в народе социализма демократического; он указывал, что самые существенные для интересов народной массы требования социализма (братство, равенство, помощь бедным) заключается уже в Евангелии, в принципе нисколько не противоречат основам семьи, религии и государства и могут быть осуществлены последним. В этих случаях христианский социализм подчеркивает по преимуществу не социальные, а религиозные основания своего учения; таким в своем главном течении он явился в Германии и еще больше в Австрии[439].
Впервые христианский социализм возник во Франции (у католиков), затем в Англии, где наряду со сравнительно слабым католическим социализмом довольно рано возникло среди членов и духовенства протестантских церквей другое направление, не имевшее узко конфессионального характера и потому называвшее себя просто – христианский социализм: «Главными провозвестниками его были английские священники Морис и Кингсли; весьма близко к христианскому социализму стояли Карлейль и член парламента лорд Эшли (граф Шефтсбери). Этот христианский социализм был под сильным влиянием Р.Оуэна, несмотря на ярко выраженный атеизм последнего; расцвет его совпадает с эпохой чартистского движения и первым десятилетием после его поражения. Английские христианские социалисты принимали деятельное участие в выработке и развитии фабричного законодательства и других отделов социального законодательства, в устройстве библиотек и организации рабочих союзов; тред-юнионы всегда пользовались их поддержкой и сочувствием. При этом, однако, христианские социалисты в Англии никогда не организовывались в политическую партию, всегда оставаясь лишь более или менее обширной группой людей или сообществ, связанных только общностью взглядов. Немало христианских социалистов входило в состав Фабианского общества. В Бельгии сторонники католического социализма составили вполне организованную политическую партию, борющуюся против клерикалов, либералов и социал-демократов за политическое господство. В Германии наряду с Кеттлером, давшим толчок развитию католического социализма, еще в 1840-х гг. Вихерн положил начало евангельскому социализму. Сперва это было течение, имевшее отчасти благотворительный характер, отчасти пиетистский. Основывались «союзы христианских молодых людей», «христианских девушек» и тому подобные, для совместного отдыха и чтения религиозно-нравственных книг, учреждались народные дома и так далее; с 1860-х гг. в значительных размерах стали возникать христианские, как конфессиональные (католические и протестантские), так и внеконфессиональные религиозные союзы рабочих в противовес социал-демократическим союзам. Особенно успех они имели на западе и юге, то есть в католической Германии; там они вели политическую борьбу, поддерживая клерикальную партию. В 1878 евангелический пастор Штеккер основал в Берлине Христианско-социальную партию, которая быстро усилилась и стала в его руках сильным орудием против социал-демократии; она дала толчок развитию антисемитской партии. В 1890 Штеккер вместе с проф.Адолфом Вагнером и другими основал «Евангелически-социальные конгрессы», собиравшиеся ежегодно в различных городах Германии для обсуждения способов разрешения социального вопроса на основе существующего государства и христианства. В этих конгрессах принимали участие весьма разнообразные элементы, от крайних консерваторов-пиетистов – Штекера и А.Вагнера – до радикалов вроде пастора Гере (позднее перешедшего в лагерь социал-демократов) и свободомыслящего богослова Гарнака. В их протоколах заключается весьма ценный материал, но большого практического значения конгрессы не имели. В Австрии в 1896 возникла политическая партия под названием Христианско-социальной партии с доктором Луегером во главе; она получила резко выраженный антисемитский характер»[440].
Другое по теме:
«Антропология цельности» прп. Симеона Нового Богослова
В настоящей главе мы рассмотрим иную характерную черту учения об обожении прп. Симеона, состоящую в том, обожение охватывает весь психофизический состав человека: не только душу, но и тело. Это представление об участии человеческого тела в обожении принадлежит библейс ...
Объединение страны и общеегипетские боги
Возможно, что еще в эпоху до объединения Египта наметилось начало культа общеегипетских богов: это можно предположить потому, что известные черты культурной общности Египта прослеживаются еще в додинастическую эпоху. Но те божества, культ которых в эпоху фараонов был ...