Третья ступень: ощущения + разум + любовь

Третья ступень рассматривается, как обратное христианской гармонии духа. Теперь главенствуют в человеке ощущения, разум признается полезным рабом их, а любовь иногда допускается разумом на пользу ощущениям.

Николай Николаевич Неплюев говорит, что на данной ступени дисгармонии, осуществляется более сложная связь, ведь дух осложняется новым элементом – любовью, следовательно, появляется необходимость примирить с ней разум, и ощущения, но в то же время подчинить ее им.

Мировоззрение насыщается и облагораживается действием любви, соответственно меняются отношения к Богу и ближним. Неплюев Н.Н. описывает это благотворное влияние пока еще бесправной любви: «Осложнены и отношения к Богу, любовь Которого нельзя игнорировать по-прежнему.

Осложнены и отношения к ближним, которых нельзя безмятежно эксплуатировать по-прежнему, с легким сердцем подтасовывая лукавые мудрования, подыскивая разумные основания для самоуверенной, безмятежной эксплуатации.

Конечно, и религия, и благотворительность имеют по-прежнему характер чисто корыстный, но к оправданиям разума присоединяют оправдания любви, ужимки сердца к ужимкам ума, никогда, однако, не жертвуя, ни ощущениями, ни разумом ради любви»[399].

Неплюев Н.Н. говорит, что теперь возможно себя даже вообразить христианином: «В то время как при первых двух комбинациях совершенно невозможно вообразить себя христианином и само слово христианство сознательно избегается, заменяясь более удобными для поклонников буквы по своей неопределенности словами: православие – католичество – лютеранство и т.п., тут возможен наивный самообман, даже и со стороны человека, кое-что знающего о существовании животворящего духа христианства, кроме буквы обряда и благочестивых упражнений»[400].

На самом же деле, по мнению Неплюева Н.Н., это наивное недоразумение, ведь все те добрые тенденции, в один миг разрушаются желанием личной выгоды, желанием удовлетворить ощущения: «Эта робкая любовь – раб ощущений и разума, уделяющая на служение Богу и ближнему только крохи, считая неразумным всякое проявление любви, нарушающее выгоды личные, семейные, сословные или национальные, – еще слишком далека от любви торжествующей, от той царственной любви, при которой готовы на всякое самоотвержение личное, семейное, сословное и национальное, без которой нет истинного христианства»[401].


Другое по теме:

Разделение буддизма
После смерти Будды последователи Учителя собрались на специальные соборы с целью сохранения и передачи его учения. На этих сборах складывались догматы (неизменные, важнейшие, не требующие доказательства, принимаемые на веру положения). Первый такой собор произошел, со ...

Христианское вероучение. Суть учения Христа
Господь Иисус Христос не разрабатывал религиозно-философских теорий, не создавал учений и не оставлял после Себя никаких записей. Всё, что мы знаем о Спасителе, было записано и передано очевидцами. Сама жизнь, крестная смерть и воскресение Его были выполнением Божест ...