Дух и тело. Критика материализма и спиритуализмаСтраница 1
Неплюев Н.Н. критик и материалистической, и спиритуалистической философии.
Неплюев Н.Н. говорит, что коренной вопрос в материалистической и спиритуалистической философии это вопрос о том, что подчиняется одно другому, сила материи или материя силе. Для Николая Николаевича это основная разница двух противоположных мировоззрений: материалистического и спиритуалистического.
Для Неплюева Н.Н. несостоятельность материализма очевидна, ведь материалисты не смогут отрицать, того, что материи отчасти свойственны нематериальные признаки и характеристики: «Материалист приписывает все жизненные явления проявлению свойств живой материи и не может допустить ни при каких обстоятельствах существования духовного начала, независимого от материи, не изменяя материализму. Не только ощущения, но и сознание, и любовь он должен признавать за свойства живой материи, постоянно возобновляемой поглощаемою нами жареной, вареной и сырой пищей. Если бы он признал в чем-либо проявление свойства пребывающего духовного Я, отделенного от вихря материи, тотчас ускользает из-под его ног самая почва материализма, и всякие рассуждения, выводы и обобщения материалистического характера теряют всякую доказательность; самая основа материалистического мировоззрения нарушена, и, приписав одно проявление активной жизни духу, нет никакого разумного основания не видеть проявления духовного начала и во всех прочих аналогичных явлениях»[334].
С таким же подобным критическим подходом Неплюев Н.Н. обращается к спиритуалистам. Они не могут, не делаясь материалистами, приписывать материи какое-либо из свойств живого духа: «Для него (спиритуалиста) материя только пассивно подчиняется физическим законам природы, но никаких активных свойств, а следовательно, и никаких желаний иметь не может. Достаточно допустить существование живой материи, хотя бы приписав материи свойство ощущать, чтобы ускользнула из-под ног сама почва спиритуализма и потеряли тотчас всякую доказательность и логичность всякие рассуждения, выводы и обобщения спиритуалистического характера»[335].
Николай Николаевич замечает, однако, что лишь крайние спиритуалисты доходят до отрицания самого существования материи, но «это явление может быть названо отрадным только в смысле восстановления гармонии, как явление, симметричное материализму»[336].
Неплюев Н.Н. говорит, что примерить материализм и спиритуализм возможно лишь с помощью Откровения. Оно научает признавать за истину среднее между этими двумя крайностями: «Откровение… не отрицает существования материи, но смотрит на нее, как на безразличный прах земной, бренную оболочку, сбрасываемую духом в минуту смерти. Признавая свободу воли и неразрывно связанную с нею ответственность живого духа абсолютной истиной, краеугольным камнем христианской нравственности, нельзя допускать раздвоения человека до двух совместно в нем пребывающих живых существ, нельзя смешивать сопутствующие физические и химические явления организма со свойствами живого духа и их проявлениями»[337].
Так, Неплюев Н.Н. приходит к выводу о том, что человек – это свободный, обладающий нематериальной энергией дух. Свойства этого духа он сводит к трем категориям: любви, разуму и ощущениям: «Итак, весь человек – это однородный дух, одаренный Творцом многоразличными свойствами и свободою воли, дозволяющею ему по произволу направлять энергию свою на проявление того или другого свойства духа… я постараюсь доказать словами Откровения, при свете животворящего духа веры, что все свойства духа можно свести к трем категориям, что каждая из этих категорий имеет свое определенное место в стройной гармонии христианского настроения духа и что именно от взаимного их соотношения в настроении и жизни человека и зависит степень греховной дисгармонии или святой гармонии духа человеческого, ад или рай внутри нас»[338].
Неплюев Н.Н. предостерегает от неразумности христиан, которые приписывает ощущения телу. Он обличает их в непоследовательности, так как все живое может быть лишь свойствами духа, а не материи. Для Неплюева абсурдно мыслить в человеке два живых начала: «… я не задаюсь целью доказывать ложность материалистических воззрений и правду спиритуалистических. Христианин не может вступать ни в какие компромиссы с материализмом, и главною целью настоящей главы было показать верующим христианам, к какому абсурду неизбежно приведет их столь распространенное заблуждение чисто материалистического характера, по которому ощущения не считаются свойством духа и относятся к области жизни тела, не только чуждой, но даже враждебной жизни духа»[339].
Другое по теме:
Резюме о
семито-индоевропейских контактах
На основании письменных источников Древнего Мира (архивы Древнего Египта и Ассирии, «Ригведа», «Авеста», Библия, труды древнегреческих историков), данных археологии и геологии, а также сравнивая идейное сходство мифов некоторых религий, можно прийти к выводу о двух эп ...
Донаучный этап в формировании религиоведения. Истоки
религиоведения: идеи, подходы, концепции о религии в истории древней философии.
Объективно-идеалистическая концепция
Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте – философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе.
Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее све ...