Экклезиология
Страница 1

Слово «церковь», как заменяющее собой греческое: η εκκλσια ( от εκκαλεω – вызываю на собрание, еврейское же kahal), которое вообще означает собрание или общество званных, в христианском смысле, по точному переводу, может означать общество лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву и потому составляющих род избранных, то есть общество избранных в смысле уверовавших во Христа Спасителя (в отличие от неверующих в Него). Общество истинно верующих в Иисуса Христа, но лишь имеющих особую природу, основы и задачи своей жизни, и является церковь по составу своих членов[198].

Также, ссылаясь на апостола Павла (Еф.5:23), Неплюев Н.Н. говорит, что с крестной смертью Христа произошло возглавление Им церкви. Эта церковь двусоставная – состоит из верных сообществ чад Божьих земных и небесных: «Совершилось, и церковь Христова начала быть. Главою церкви этой, на все дни, до скончания века, стал Христос, членами ее – все те, кто на небе и на земле любит Бога и верных чад Его, кто алчет и жаждет правды, для кого Дух Святой составляет высшее благо и неизменное сокровище»[199].

Хомяков А.С. о взаимоединстве земной и небесной Церквей повествует: «Церковь одна, несмотря на видимое ее деление для человека, еще живущего на земле. Только в отношении к человеку можно признавать раздел Церкви на видимую и невидимую: единство же есть истинное и безусловное. Живущий на земле, совершивший земной путь, не созданный для земного пути (как ангелы), не начинавший еще земного пути (будущие поколения), все соединены в одной Церкви – в одной благодати Божией. Ибо еще не явленное творение Божие для Него явно, и Бог слышит молитвы и знает веру того, кто еще не вызван Им из небытия к бытию. Церковь же, Тело Христово, проявляется и исполняется во времени, не изменяя своего существенного единства и своей внутренней, благодатной жизни. Поэтому когда говорится: «Церковь видимая и невидимая», – то говорится только в отношении к человеку»[200]. Следуя за Хомяковым А.С., Неплюев Н.Н., также утверждает целостность Церкви новорожденной – земной и Церкви небесной, утверждая их целостность на единстве Христа. Неплюев Н.Н. не указывает, как его предшественник Хомяков А.С. на то в каком контексте эти Церкви разделены, но лишь определяет небесную Церковь – торжествующей, а земную – воинствующей: «Вся Церковь Христова едина и нераздельна, как един и неразделен глава ее – Христос. На небе церковь ограждена от скорбного сообщества и соприкосновения со злом, и причастие Духа Святого непрестанно, и Дух Святой всех объединяет в одну любовь. Это церковь торжествующая. На земле к ней принадлежат все, сознающие нищету духовную, все, плачущие по родине небесной, все, алчущие и жаждущие правды, все, любящие Бога живого и Христа Его, все, искренно желающие отвергнуть себя, взять Крест Христа и идти за ним. Эти земные члены церкви еще не ограждены от скорбного соприкосновения со злом, не могут уживаться с ним, не отпадая от церкви, и потому должны постоянно бороться за добро против зла. Это воинство христолюбивое; это церковь воинствующая»[201].

В определении православности экклезиологических взглядов Неплюева Н.Н. нельзя не упомянуть для сравнения, вдохновенного проповедника и выдающегося экклезиолога РПЦ – священномученика архиепископа Иллариона (Троицкого)[202]. Он в своих трудах стремился начертать идеал Церкви как общности людей, живущих благодатной силой Святого Духа. В тесной связи с экклезиологией стоит и очерк свщм.Илариона «Священное Писание и Церковь», в котором намечены общие контуры православного учения о Библии. Свщм.Иларион противопоставил свой взгляд протестантскому. Ведь особенно либеральный протестантизм, делал ударение на религиозно-этическом учении, которое изложено в Библии; между тем, как отмечает автор, Христос и Его апостолы проповедовали не новую доктрину, а новое бытие. Основные понятия веры новозаветное благовестие берет из Ветхого Завета, который был признан Церковью «с самого начала»: «Христос создал Церковь. Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного Писания Нового Завета еще не было. Ведь книги Нового Завета написаны апостолами уже после, в течение более нежели полустолетия от начала исторического бытия Церкви. В написанных ими книгах апостолы оставили памятники своего устного благовествования. Писали они для Церкви уже существующей, и книги свои Церкви вручили для вечного назидании. Очевидно, книги Священного Писания не составляют сущности христианства, потому что самое христианство не есть учение, а есть именно новая жизнь, создаваемая в человечестве Духом Святым на основе воплощения Сына Божия»[203].

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Культура Древней Индии.
Пришедшие в Индию на рубеже II-I тыс. до н.э. арийские племена стали создателями культуры, которую мы сейчас знаем как индоарийскую . Эта цивилизация иначе называется ведической. Веды – это наиболее ранние тексты арийской культуры, из которых наиболее выделяется Ригве ...

Сочинения
Наиболее известными из сочинений Августина является "De civitate Dei" ("О граде Божьем") и "Confessiones" ("Исповедь"), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractati ...