Промысл Божий
Страница 2

В начале мы упоминали о деистической тенденции мысли Неплюева Н.Н., теперь же укажем на его веру в Промысл Божий. Неизменное благое участие Бога в мире видимом и невидимом Неплюев Н.Н. объясняет природным следствием Небесного Отца. В своем религиозно-философском труде «Христианское мировоззрение» Николай Николаевич говорит, что свойства вечности и неизменности божественной любви, определяют волю Бога, которая по существу, направлена на то, чтобы возвысить человечество до устойчивой любви к единому Создателю и Промыслителю: «Дело Божье – одно вечно единое и неизменное: дело возвышения человечества до единомыслия с Собою, как высшего разума, до единодушия с Собою, как высшей любовью, до устойчивой верности Себе, как высшей святости»[182].

Неплюев Н.Н. говорит о том, каким образом Бог осуществляет в мире Свою промыслительную деятельность. Он говорит, что она совершается через соработников и избранников Божиих – ангелов-хранителей и праведных людей, которые по Его научению, призывают грешное человечество к делу созидания Царства Божьего, стен Небесного Иерусалима: «Промысел Божий и состоит в том, что Он неустанно через ангелов-хранителей и избранников Своих призывает нас работать на дело созидания Царства Небесного, как живые камни устроят из себя дом духовный, и делаться соработниками Его в деле созидания стен Иерусалима Небесного, тех благодатных стен, за которыми мы будем ограждены от общения скорбного со злыми и объединены силою Божьей и причастием Святого Духа Его в радостном общении вдохновения любви и мудрости с Богом живым и всеми верными чадами Его»[183].

Таким образом, промысл Божий по Неплюеву Н.Н. – это, во-первых, возможность каждого кающегося к стяжанию дара Святого Духа. Такими способностями Господь наделяет человека по грехопадении и так падшее творение привлекается к Творцу. В этом Неплюев видит промыслительную деятельность Господа: «Промысел Божий и состоит в том, что Он привлекает к Себе всех, желающих приблизиться к Нему, любить всех, позволяющих Ему, святому, любить себя, без меры дает Духа Святого, всем просящим у Него, в немощи творит силу и через верующих сдвигает горы предрассудков, рутины, злобы, гордости и лени»[184].

Во-вторых, Неплюев Н.Н. говорит, что все гонения в истории христианства и вообще вся злоба мира не пресекаются Творцом, ведь таким образом отделяется истинное благо, отделяется истинная праведность и таким образом созидается Царство Божие. И в этом состоит промысл Божий: «Промысел Божий и состоит в том, что Он, не насилуя злых и гордых детей мира сего, не препятствует им побивать камнями пророков, издеваться над распятым Христом, травить в цирке христиан XIX веков тому назад и делать из ума, талантов, богатства и физической силы волчьи зубы на растерзание кротких в настоящее время, все, и даже злодеяния злых и гордых детей мира сего, направляет к благу духовному детей Божьих, к успеху зреющей закваски Царства Божьего, к вечному царству, силе и славе добра»[185].

Таким образом, несмотря на то, что в некоторых выражениях Неплюева Н.Н. можно обнаружить деистический уклон, тем не менее, на наш взгляд, он смог в достаточной форме выразить действительность Промысла Божия в бытии мира.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Культы общинно-родового строя
Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усоверше ...

Репрессии второго столетия
С 98 по 117 годы Римской империей правил император Траян. Иллюстрацией проводимой им политикой в отношении христиан является известная переписка между ним и губернатором Зифинии Плинием Младшим. Плиний Младший спрашивал инструкций относительно способа обращения к хрис ...